Подводные лодки испанского флота типа S-80 Plus «Isaac Peral»
18 мая 2025, 04:06
Эмблема S-81 Isaac PeralНачало строительства подводных лодок в Испании можно отнести к 1859 году, когда в Барселоне по проекту конструктора-любителя Narciso Monturiol y Estarrol была создана субмарина "Ictíneo I", уже обладавшая основными чертами классической подводной лодки.
"Ictíneo I"Следующим шагом изобретателя стало строительство более крупной и совершенной подводной лодки "Ictíneo II" (1864 г.), способной вместить 20 человек и оснащенной паровой машиной. Вероятно, эту лодку можно считать первой ПЛ с ВНЭУ. Тепло, необходимое для производства пара, выделялось в результате химической реакции между цинком, диоксидом марганца и хлористым кальцием. Побочным продуктом реакции являлся кислород, служивший для дыхания экипажа.
Очередная подводная лодка "Peral" была построена в 1887-1889 гг. в Арсенале-де-ла-Каррака (Arsenal de La Carraca) по проекту лейтенанта испанского
флота Исаака Пераль-и-Кабальеро (Isaac Peral y Caballero).
Копия ПЛ "Peral" (постройки 1889 г.), КартахенаВсе вышеописанные субмарины фактически были чисто экспериментальными и в состав флота приняты не были. Первыми построенными в Испании боевыми подлодками стали шесть кораблей типа Holland F-105. Лодки, классифицированные как тип "В", строились судоверфью La Sociedad Española de Construcciones Navales (SECN) в Картахене в 1917-1926 годах.
ПЛ типа "В"За ними последовали лодки типа "С" (6 единиц, SECN, 1928-1929) и лодки типа "D" (серия 20) — 3 единицы, 1947-1954 гг., оказались крайне неудачными и использовались в основном в качестве учебных. Запланированное строительство лодок типа "G" (по проекту немецкой ПЛ типа VIIC) так и осталось на бумаге.
ПЛ типа "C"ПЛ типа "D"Неудачи при строительстве лодок типа "D" и "G" вынудили руководство испанского ВМФ изыскивать возможности создания дешевых и простых для постройки на отечественных верфях подводных лодок. Было решено обратиться к опыту немецких конструкторов, некоторые из которых перебрались в Испанию, по созданию сверхмалых ПЛ во время Второй мировой войны.
Так появились построенные на верфи Empresa Nacional Bazán в Картахене сверхмалые ПЛ типа "Foca II-b" (Serie 40), 2 единицы, 1963-1964 гг., и типа "Tiburón-IIIB" (Serie 50), 2 единицы, 1964 г.
Сверхмалые ПЛ типа "Foca II-b"Сверхмалая ПЛ типа "Tiburón-IIIB"В 1964 году был утвержден очередной амбициозный план модернизации испанского флота, предусматривавший, в частности, строительство 8 океанских подводных лодок. Согласно ему предполагалось на верфи Empresa Nacional Bazán построить подводные лодки типа "Daphné" ("Delfín", Serie 60 по испанской классификации) по французской лицензии. 16 июля следующего года было подписано соглашение с французским ВМФ о техническом содействии в строительстве этих лодок.
ПЛ типа "Delfín"В 1973-1975 гг. в строй вступили четыре ПЛ этого типа, при этом доля комплектующих материалов и оборудования отечественного производства составляла 60-70%. В 1983-1986 годах в состав Armada Española вошли еще четыре лодки, построенные по более совершенному французскому проекту (тип "Agosta"), в Испании — тип "Galerna" (Serie 70).
ПЛ типа "Galerna"В начале 1990-х годов в конструкторском бюро французского кораблестроительного гиганта DCNS (впоследствии DCNS) было начато проектирование новых неатомных подводных лодок типа Scorpene, предназначенных на экспорт. Вскоре к французам присоединилась испанская судостроительная компания Izar (впоследствии Navantia).
ПЛ типа "Scorpene"Разрабатывалось несколько модификаций "Скорпен", в том числе и с французской ВНЭУ типа MESMA. При проектировании широко использовался опыт, приобретенный при проектировании французских атомных подводных лодок, в частности, форма корпуса.
В строительстве лодок участвовали предприятия фирмы DCN-DCNS в Шербуре, Тулоне, Бресте и Лориане и судоверфь Izar-Navantia в Картахене. Работы распределялись между французами и испанцами приблизительно в пропорции 3/2, причем все секции прочного корпуса изготавливались только в Шербуре.
В 2003 году правительство Испании заказало 4 ПЛ типа Scorpene общей стоимостью 1,756 млрд евро, однако вскоре этот заказ был аннулирован в пользу строительства того же количества лодок типа S-80 испанской разработки.
Подводные лодки типа S-80
В конце 1997 года в Испании по решению Главного штаба вооруженных сил приступили к разработке проекта новой отечественной подводной лодки, позднее получившего наименование S-80. Еще на стадии проектирования Izar-Navantia пыталась найти покупателей для будущей субмарины и за границей. Определенный интерес к ней проявили Турция, Индия, Норвегия, Сингапур и Австралия.
Так как в это время Испания участвовала в совместном с Францией проекте Scorpene, то в июле 2005 года возникли серьезные трения между Navantia и DCNS.
Французы обвиняли испанских партнеров в незаконном копировании технологии "Скорпены" при создании S-80. Кроме того, определенную роль в разгоревшемся конфликте сыграл выбор Испанией для проектируемой лодки боевой информационно-управляющей системы производства американской компании Lockheed Martin вместо французской альтернативы. Испанцы же считали проект "Скорпены" совместной интеллектуальной собственностью и в свою очередь обвиняли DCNS в продвижении "Скорпены" на мировом рынке вооружений как чисто французский проект. Проект же S-80 они рассматривали как собственную разработку, ссылаясь на коренные отличия в размерениях, электронном оборудовании и типе энергетической установке. Дело дошло до судебных тяжб, но в конце концов обе стороны отозвали свои иски из арбитражного суда в Париже.
При проектировании столь сложного корабля при отсутствии серьезного опыта в этой области перед испанскими специалистами возникло множество проблем, что заставило их разрабатывать собственные методы проектирования, в том числе программное обеспечение, примером которого может служить система FORAN. Компьютерными методами проектировалось размещение внутри корпуса механизмов, оборудования, трубопроводов и кабельных трасс. Испанскими фирмами были созданы ряд новых отечественных электронных систем и различного оборудования, что позволило свести до минимума их поставки из-за рубежа. В общей сложности, 12,5% компонентов лодок должны были поставляться из США, а 87,5% производиться в Испании и других европейских странах.
Серьезной проблемой для Izar-Navantia стало изготовление и сварка секций прочного корпуса из стали 80 HLES. Постройку цилиндрической части прочного корпуса освоить удалось, но для изготовления его полусферических оконечностей пришлось привлекать британскую верфь BAE Systems Submarine Solutions, расположенную в Барроу-ин-Фернесс. В будущем эту проблему предполагалось решить собственными средствами путем закупки необходимого оборудования и подготовки специалистов.
В 2004 году министерство обороны Испании заключило с государственной судостроительной компанией Izar Construcciones Navales S.A. (впоследствии Navantia) контракт на строительство четырех лодок типа S-80, а в следующем году приступили к постройке головной лодки. Вступление кораблей в строй намечалось с конца 2013 до начала 2016 гг.
Эти сроки по техническим и финансовым причинам неоднократно переносились. В 2013–2014 годах в средствах массовой информации появилась информация о серьезной проблеме, выявившейся на позднем этапе строительства новых субмарин. Речь шла о серьезном нарушении так называемой "весовой дисциплины". Вес лодок на 60–100 тонн превышал проектный, что делало невозможным безопасный процесс погружения-всплытия. Проблему решили путем удлинения корпуса почти на 10 метров соответствующим ростом водоизмещения, что надолго задержало вступление лодок в строй. Измененному проекту лодок присвоили наименование S-80 Plus.
3 января 2012 года строящимся лодкам были присвоены традиционные для испанского флота названия: Isaac Peral (S-81), Narciso Monturiol (S-82), Cosme García (S-83) в честь изобретателей подводных лодок и Mateo García de los Reyes (S-84) в честь первого командующего подводными силами Армады.
22 апреля 2021 года в присутствии королевской семьи состоялась церемония спуска на воду субмарины S-81 Isaac Peral. Ее крестной матерью стала 17-летняя принцесса Астурийская Леонор. 27 мая начались ходовые испытания лодки, а 30 ноября 2023 года она вступила в строй. Передача флоту остальных ПЛ серии должна завершиться в 2030 году.
Основные ТТХ ПЛ типа S-80 Plus:Водоизмещение надводное, т — 2695
Водоизмещение подводное, т — 2965
Длина наибольшая, м — 80,81
Ширина наибольшая, м — 11,68
Осадка, м — 6,77
Вооружение:
6 НТА 533-мм
18 торпед или
ракетили 36 мин
Дизель-генераторы — 3 х 1200 кВт
Гребной электромотор — 1 х 3500 кВт
ВНЭУ — 1 х 300 кВт
Число гребных винтов — 1
Скорость надводная, узлов — 12
Скорость подводная, узлов — 20,5
Скорость подводная под ВНЭУ (AIP), узлов — 4
Дальность плавания, миль:
под шноркелем — 7500 (6 узлов)
подводная — ?
подводная под AIP — более 1900 (4 узла)
Глубина погружения, м — 460
Автономность, суток — 50–60
Экипаж состоит из 53 человек (включая 7 женщин): командир, 9 офицеров, 21 старшина и 23 матроса.
Конструкция корпуса
ПЛ типа S-80 однокорпусные, прочный корпус цилиндрической формы со сферическими оконечностями и внутренним расположением набора выполнен из стали 80 HLES, легкий корпус, изготовленный из стали S355NL и стеклопластика повышенной прочности, располагается только в носовой и кормовой оконечностях корабля. Все цистерны главного балласта расположены в легком корпусе. Прочный корпус сформирован из пяти секций (нумерация с кормы в нос), между второй и третьей секциями расположен прочный коффердам, делящий лодку на два водонепроницаемых отсека.
Коффердам может служить отсеком-убежищем для экипажа, здесь же располагается шлюзовая камера для выхода боевых пловцов или экипажа из затонувшей лодки методом свободного всплытия. К верхнему люку камеры с комингс-площадкой может пристыковываться подводный спасательный аппарат или аппарат-носитель боевых пловцов.
Кормовое оперение крестообразное, при этом нижний вертикальный руль со стабилизатором короче верхнего, что позволяет лодке ложиться на грунт. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. В ограждении рубки находятся выдвижные устройства семи систем: шноркель, командирский перископ (называемый также перископом атаки), электронно-оптическая мачта, мачта РЛС, мачта систем электронной борьбы, автоматической идентификации (AIS) и опознавания "свой-чужой", две мачты систем радиосвязи. Все эти устройства размещаются в универсальных мачтовых модулях UMM (Universal Modular Mast) производства итальянской фирмы Calzoni Srl, входящей в состав американской компании Kollmorgen Electro-Optical. Аналогичные мачтовые модули применяются на американских ПЛ типа "Virginia". Большинство выдвижных устройств выполнены непроникающими в прочный корпус.
Общее расположение ПЛ типа S-80 Plus "Isaac Peral".Особое внимание уделено снижению физических полей лодки (акустического, магнитного и др.), при этом применены методы, уже опробованные на "Скорпенах".
Комфортабельные по сравнению с большинством субмарин жилые помещения позволяют разместить экипаж смешанного состава (мужчины и женщины). Командир имеет отдельную каюту, офицеры размещаются в трех трехместных каютах, остальные подводники размещаться в шестиместных каютах с трехярусными койками. Все члены экипажа обеспечены отдельными койками. Предусмотрены кают-компания для офицеров и две столовые для матросов и старшин.
Каюта командираОфицерская каюта Силовая установка
Особый интерес представляет силовая установка новых испанских субмарин, в первую очередь ВНЭУ (AIP). В ее состав входят:
• расположенные во втором отсеке прочного корпуса в корму от коффердама три дизель-генератора мощностью по 1200 кВт с дизелями MTU-Navantia 16V 369 SE-84L-GB31L;
• расположенный в первом отсеке прочного корпуса синхронный гребной электродвигатель на постоянных магнитах мощностью 3500 кВт производства испанской фирмы Cantarey Reinosa (Grupo Gamesa);
• расположенных во втором и пятом отсеках двух групп литиево-ионных аккумуляторных батарей (по 180 элементов в группе) общим весом 240 т, произведенных в Испании фирмой Tudor по лицензии компании Exide Technologies;
• система AIP BEST (англ. Bio-Ethanol Stealth Technology) — третий отсек — мощностью 300 кВт разработки испанских компаний Hynergreen и Navantia;
• шестилопастной гребной винт большого диаметра.
Расположение элементов ГЭУ ПЛ типа S-80 Plus "Isaac Peral"Установка дизель-генераторов в корпус S-81 Isaac Peral Отсек дизель-генераторовУстановка гребного электродвигателя на строящуюся лодку типа S-80На начальном этапе проектирования S-80 задача разработки AIP была возложена на компанию Greencell. В начале 2003 года к ней подключилась Hynergreen Technologies S.A., обе фирмы образовали группу Abengoa. Этой группой велись работы над технологией производства водорода и созданием топливных элементов. В создании топливных элементов участвовали также американская компания UDC Power (поставщик топливных элементов для космических аппаратов NASA) и Navantia.
ВНЭУ BEST на испытательном стендеСозданная для S-80 воздухонезависимая энергетическая установка состоит из следующих основных элементов:
• Reformador de bioetanol (разработчик — Hynergreen-Abengoa). Данная установка служит для получения водорода высокой чистоты из биоэтанола, более известного простому обывателю под названием "этиловый спирт". Таким образом исключается необходимость хранения на борту потенциально опасного сжиженного или газообразного водорода и упрощается проблема пополнения его запасов;
• система хранения и перекачки биоэтанола (Hynergreen, Navantia);
• система хранения и подачи водорода (Air Liquide, Navantia);
• система хранения и подачи кислорода (Air Liquide, Navantia). Кислород хранится в жидком виде в специальной криогенной цистерне;
• система компенсации веса израсходованных водорода и биоэтанола (Hynergreen, Navantia);
• система регулирования мощности AIP (Hynergreen);
• системы управления, контроля и защиты AIP (Hynergreen, Navantia);
• система SECO2 бесследного удаления за борт смеси углекислого газа и пресной воды — побочных продуктов, образующихся при производстве водорода из биоэтанола (разработка Fuente Alamo и Navantia);
• система топливных элементов, служащая для прямого преобразования химической энергии в электрическую. Разработана и произведена американской компанией UTC Power на основе технологии PEM (Proton Exchange Membrane).
Электрическая энергия, производимая AIP, позволяет приводить в действие гребной электродвигатель или заряжать аккумуляторные батареи без доступа атмосферного воздуха и в несколько раз увеличивает дальность подводного плавания по сравнению с обычной дизель-электрической энергетической установкой.
Задержки с разработкой данной воздухонезависимой силовой установки (AIP) привели к тому, что ее установили только в июле 2021 года на третьей лодке серии "Cosme García" (S-83). На первых двух лодках ВНЭУ планируется установить во время плановых ремонтов.
Радиоэлектронное вооружение
"Мозгом" новых испанских субмарин является боевая информационно-управляющая система SUBICS (Submarine Integrated Combat System), разработанная американской компанией Lockheed Martin Underwater Systems при участии Navantia. Это упрощенный вариант системы, применяемой на АПЛ США типа "Virginia", "Seawolf" и "Los Angeles". Интеграция SUBICS с остальными корабельными системами осуществлялась фирмами Navantia и FABA Sistemas.
SUBICS является системой открытой архитектуры с широким использованием компьютерного оборудования и программного обеспечения гражданского назначения (Commercial-off-the-Shelf), что облегчает будущую модернизацию и уменьшает эксплуатационные затраты. Она составляет единую общекорабельную сеть, включающую в себя все системы C4I (Command, Control, Communications, Computers, Intellegence) и вооружения.
Центральный постСистема осуществляет сбор и обработку данных, полученных от гидроакустических, электронно-оптических систем, РЛС, системы радиоэлектронной разведки и противодействия, и на их основе формирует единый образ тактической ситуации (С2), анализирует ее и выдает рекомендации операторам C4I по вопросам навигации, применения
оружия и т.д.
Система организована так, что управление кораблем может осуществляться с семи (по другим данным — двенадцати) практически идентичных многофункциональных операторских консолей типа CONAM SUB фирмы Sainsel (филиал Navantia) с программным обеспечением Navantia и ее филиалов FABA Sistemas и SAES и одного широкоформатного монитора, размещенных в центральном посту. Каждая из консолей имеет два жидкокристаллических монитора и пульт управления, с нее можно управлять различными корабельными системами, такими как системы гидроакустики, перископы, РЛС, вести торпедные и ракетные стрельбы, ставить мины, перезаряжать торпедные аппараты и т. д. Имеется также возможность постановки помех работе гидроакустических станций противника и системам наведения противолодочных торпед (ACM — Acoustic Countermeasures Subsystems) с помощью 20 пусковых установок производства Weir Strachan & Henshaw Ltd. Кроме того, консоли могут использоваться в качестве тренажеров для членов экипажа.
Система подводного наблюдения состоит из шести гидроакустических систем и их программного обеспечения производства американских компаний Lockheed Martin и EDO Corporation и испанских SAES и Indra Sistemas:
• сонар с носовой цилиндрической антенной CAS (Cylindrical Array Sonar) – основная пассивная гидроакустическая станция при плавании в подводном положении, обеспечивающая обнаружение сигналов в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
• система FAS/PRS, использующая ГАС с антеннами бокового обзора, расположенными по обеим бортам ПЛ FAS (Flank Array Sonar) и ГАС PRS (Passive Ranging Sonar) с пассивной протяженной буксируемой антенной DTAS (Digital Towed Array Sonar), позволяющие при работе в пассивном режиме определять дистанцию до цели;
• система распознавания акустических сигналов IAS (Interception Acoustic Sonar), предназначенная для обнаружения, идентификации и локализации источника сигналов;
• активная навигационная ГАС MODS (Mine and Obstacle Detection Sonar), служащая для обнаружения подводных препятствий и мин;
• ГАС контроля собственных шумов и вибрации. С помощью 30 датчиков, расположенных в различных частях корпуса, контролирует и регистрирует собственные шумы и определяет оптимальные с точки зрения шумности параметры работы корабельных систем.
Расположенные в носовой части антенны CAS и MODS закрыты общим обтекателем из стеклопластика площадью 80 м² с двумя акустическими окнами для беспрепятственного прохождения акустических волн. Постановка и выборка буксируемой антенны осуществляется с помощью автоматизированной системы TAHS (Towed Array Handling System) британской фирмы QinetiQ и контролируется телекамерами. В аварийной ситуации имеется возможность обрубки антенны.
Для обеспечения звукоподводной связи в телефонном режиме с надводными кораблями, подводными лодками и водолазами будут служить две установки – основная и аварийная.
Для наблюдения за надводной обстановкой будет служить так называемый "тихий" радар Aries-S испанской фирмы Indra и средства оптического наблюдения, состоящие из боевого перископа и электронно-оптической мачты, объединенных в одну систему наблюдения ISIS (Integrated Submarine Imaging System). Боевой перископ Model 210A фирмы Calzoni (входит в состав американской фирмы Kollmorgen Electro-Optical) обычного типа, проходящий через прочный корпус. Кроме оптического канала он снабжен цветной телекамерой с усилением изображения и термовизионной камерой Indra MVT 640. Наблюдение может вестись через оптический окуляр или выносной монитор. Непроникающая через прочный корпус электронно-оптическая мачта Percosub II (Model 210OS) фирмы Calzoni оснащена инфракрасной камерой, цветной телекамерой дневного изображения с высокой разрешающей способностью, телекамерой для низкой освещенности, лазерным дальномером и системой сигнализации в инфракрасном спектре. На этой мачте будут также располагаться антенны GPS, радиоэлектронной разведки и средств радиосвязи в диапазоне VHF.
Другим средством пассивного наблюдения будет являться размещенная на отдельной выдвижной мачте система радиоэлектронной разведки Pegaso фирмы Indra Sistemas для анализа радиолокационных и радиосигналов. Мачта также имеет встроенные антенны GPS (антенны этой системы установлены на нескольких мачтах) и транспондера системы идентификации "свой-чужой".
Данные для навигационных целей собираются и обрабатываются с помощью подсистемы DIANA, использующей навигационный сервер ARES S-80. DIANA получает информацию от РЛС, двух инерциальных навигационных систем, двух систем GPS, электромагнитного лага и эхолота. Эхолот, оснащенный двумя излучателями низкой частоты и батитермографом, позволяет определять не только глубину под килем, но и расстояние до поверхности воды, скорость распространения звука в воде, ее плотность и соленость.
Лодки типа S-80 будут оснащены интегрированной системой связи ICCS-5 (Integrated Communication Control System), в состав которой входят: система радиосвязи немецкой фирмы Rohde & Schwarz, включающая также систему передачи данных Link 11/22 с терминалом испанской фирмы Technobit, радиоантенны различных типов, система звукоподводной связи, устройства криптографической защиты и др. Радиосвязь на перископной глубине осуществляется через специальную многофункциональную мачту, включающую в себя антенную систему для устройств VHF/UHF/IFF/IRIDIUM и GPS. На поверхности будет использоваться также рамная антенна для приема сигналов на длинных и сверхдлинных волнах (LF и VLF). На специальной мачте размещена антенна системы спутниковой связи SHF SATCOM. При плавании на глубине, превышающей перископную, будут использоваться всплывающие буи связи, соединенные кабелем с лодкой и позволяющие осуществлять радиосвязь в диапазонах HF/LF/VLF.
Торпедное, ракетное и минное вооружение
Лодки вооружены шестью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм, предназначенными для стрельбы торпедами, ракетами или постановки мин. Оружие выстреливается из аппаратов с помощью двух пневматических турбонасосов фирмы Weir Strachan & Henshaw Ltd. (филиал британской компании Babcock International Group). Боекомплект может состоять из 18 торпед или ракет или 36 мин (по другим данным — 32).
ПЛ S-81 Isaac Peral в постройке. Видно расположение торпедных аппаратовВышеупомянутой компанией для S-80 поставляется комплексная система WHLS (Weapon Handling and Launch System), аналогичная установленной на британских атомных подводных лодках типа "Astute". Это полуавтоматическая система предназначена для погрузки-выгрузки боезапаса, его перемещения и хранения внутри лодки, перезарядки торпедных аппаратов (также поставляются этой фирмой) и стрельбы из них.
S-80 предполагается вооружить немецкими торпедами Atlas Elektronik DM2A4 Seehecht (Seahake mod. 4). В ноябре 2005 года Министерство обороны Испании и фирма Atlas Elektronik заключили контракт на сумму 75,2 миллиона евро на поставку торпед этого типа в 2005-2014 годах. Могут использоваться и торпеды других типов, такие как Mk 48, Blackshark, Spearfish или TP2000.
Основные ТТХ торпеды Atlas Elektronik DM2A4 SeehechtКроме торпед, лодки могут нести ракетное и минное оружие. Это могут быть противокорабельные ракеты с подводным стартом UGM-84 Sub-Harpoon Block II производства американской фирмы Boeing Integrated Defence Systems, норвежские NSM-SL или SM-39 Exocet французского производства. Не исключено также вооружение крылатыми ракетами для поражения наземных целей UGM-109 Tomahawk (Raytheon Systems, США) или европейскими SCALP Naval (MBDA). Взамен торпед лодки могут принимать донные мины MINEA производства испанской фирмы SAES.
Основные ТТХ минного вооруженияНа новые подводные лодки предполагается возложить следующие задачи:
• нанесение ударов по береговым целям крылатыми ракетами;
• ведение противолодочной борьбы с использованием торпедного и минного оружия;
• нанесение ударов по надводным кораблям и транспортным судам с применением противокорабельных ракет, торпедного и минного оружия;
• постановка оборонительных и наступательных минных заграждений;
• обеспечение деятельности сил специального назначения;
• ведение разведки, включая радиоэлектронную;
• охрана десантных сил в районе высадки.
Вывод S-81 Isaac Peral из дока "Isaac Peral" на ходовых испытанияхИспанские военные и кораблестроители отмечают высокие боевые и эксплуатационные качества субмарин S-80 Plus и считают их лучшими в мире неатомными подводными лодками.
Библиография1. Тарас А. Е. Подводные лодки Второй мировой войны 1939-1945 гг. Минск, 20042. Тарас А. Е. Сверхмалые подводные лодки 1914-2004 гг. Минск, 20043. Александров Ю.И., Гусев А.Н. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Часть I. Подводные лодки. Санкт-Петербург, 20004. Jane's Fighting Ships, 1940, 1981-1982, 2004-20055. Jane's Warships Recognition Guide. London, 20026. Fuerza Naval Especial N.º 4. Submarinos7. Fuerza Naval Especial N.º 9. Submarinos8. Revista General de Marina. Octubre 19889. Revista General de Marina. Agosto-Septiembre 198810. Dionicio García Flórez. Buques de la guerra civil española. Submarinos. Madrid, 200311. Fighting Ships of the World. An Illustrated Encyclopedia of Modern Sea Power. London, 12. Fuerzas Militares del Mundo. No 117/ 201213. Nowa Technika Wojskowa. No 6/201114. Defensa. Num. 485, Septiembre 201815. Defensa. Num. 511, Noviembre 202016. Fuerzas Militares, Num. 511, Marzo 202517. www.hisutton.com18. Wikipedia19. https://armada.defensa.gob.es/