Ядерные силы ВВС США на спутниковых снимках: баллистические ракеты шахтного базирования
28 марта 2025, 04:19

В ежегодно публикуемом отчете ведущих экспертов Федерации американских ученых Nuclear Notebook 2024 говорится, что по сравнению с прошлым годом количественно ядерный арсенал Соединённых Штатов не изменился. В данный момент имеется приблизительно 3700 зарядов, из них развернуто примерно 1770 боеголовок, а 1930 находятся в резерве. Таким образом, большая часть ядерного арсенала не развернута, а хранятся для возможной загрузки на ракеты и самолеты. Ещё примерно 1400 старых зарядов, снятых с носителей, ожидают демонтажа и переработки, и общее количество имеющихся ядерных боеголовок может достигать 5100 единиц.

Оценочно 1370 боеголовок предназначены для доставки баллистическими ракетами с межконтинентальной дальностью (БРПЛ и МБР), ещё 300 зарядов — это боевое оснащение крылатых ракет воздушного базирования и термоядерные бомбы, носителями которых являются стратегические бомбардировщики. Примерно сотня бомб предназначена для подвески под истребители-бомбардировщики и относится к тактическим. Однако в случае начала полномасштабного конфликта в Европе грань между тактическим и стратегическим ядерным оружием очень тонкая.

В настоящее время единственным типом американских баллистических ракет шахтного базирования, развернутых на территории США, является LGM-30G Minuteman III. Благодаря ряду удачных технических решений, заложенных в конструкции, и высокому модернизационному потенциалу "Минитмен-3" остаётся на вооружении более 50 лет. Во многом это обусловлено тем, что американцы ещё в конце 1950-х сумели создать эффективные рецептуры твердого топлива, удалось существенно снизить эксплуатационные расходы при несении боевого дежурства и отказаться от сложного и пожаро-взрывоопасного процесса заправки жидким топливом и окислителем.

Трёхступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета "Минитмен-3" имеет длину 18,24 м и снаряженную массу – 35,25 т. Дальность стрельбы – до 13 000 км. Первоначально ракета несла три боевых блока Мк.12 с зарядами W64 и нескольких ложных целей. Уменьшение мощности каждого термоядерного заряда по сравнению с боеголовкой W56 "Минитмена-2" с 1,2 Мт до 170 кт компенсировалось лучшей точностью. У ракеты LGМ-30F Minuteman II КВО составляло 1,6 км, а у ранних LGМ-30G Minuteman III – 300–400 м.

Инфраструктура, используемая для проведения контрольно-испытательных пусков МБР LGМ-30G Minuteman III

В прошлом испытательные пуски американских баллистических ракет осуществлялись в основном на авиабазе космических сил Ванденберг в Калифорнии. Этот объект занимает территорию площадью 462 км².

Спутниковый снимок Google Еarth: авиабаза Ванденберг

Авиабаза Ванденберг, известная также как "Западный ракетный полигон", помимо контрольных и испытательных пусков межконтинентальных баллистических ракет и противоракетных перехватчиков, использовалась для реализации многих американских космических программ как оборонного, так и гражданского назначения. В данный момент на базе имеется одиннадцать стартовых комплексов, из них шесть действующих.

Спутниковый снимок Google Еarth: наземные пусковые комплексы на авиабазе Ванденберг использовавшиеся для испытательных пусков МБР "Минетмен-3".

Испытания LGM-30G начались в далёком 1968 году. К тому моменту на авиабазе Ванденберг имелась развитая инфраструктура, необходимая для организации испытательного процесса.

В данный момент на господствующих высотах в окрестностях авиабазы функционирует шесть контрольно-измерительных постов, откуда с помощью радиолокационных и оптических средств ведётся сопровождение ракетных пусков.

Спутниковый снимок Google Earth: радиолокационный контрольно-измерительный комплекс в окрестностях авиабазы Ванденберг

Траекторные измерения и прием телеметрической информации также осуществляется техническими средствами оптико-радиолокационного измерительного пункта военно-морской базы Вентура, в 150 км южнее.

Спутниковый снимок Google Еarth: оптико-радиолокационный измерительный пункт военно-морской базы Вентура

Вдоль побережья, севернее на удалении 10-15 км от взлётно-посадочной полосы, расположено несколько действующих шахтных пусковых установок, пригодных для размещения МБР.

Спутниковый снимок Google Еarth: шахтная пусковая установка на авиабазе Ванденберг

Однако в настоящее время эти шахты используются только для испытаний. После каждого старта ракеты несколько месяцев уходит на восстановление ШПУ.

Спутниковый снимок Google Еarth: подготовка ШПУ к испытательному пуску МБР на авиабазе Ванденберг

Проведением регулярных контрольно-испытательных пусков МБР занимается 576-я летно-испытательная эскадрилья, входящая в состав 20-й воздушной армии ВВС США.

Для отстрела, как правило, берутся наиболее старые ракеты, снятые с боевого дежурства. Процент неудачных пусков достаточно велик. Так, с августа 2020 по февраль 2025 года было отстреляно двенадцать МБР LGМ-30G, из этого количества две ракеты не выполнили полётное задание.

Спарринг-партнёром "Западного ракетного полигона" является "Испытательный комплекс противоракетной обороны сухопутных войск им. Рональда Рейгана" на тихоокеанском атолле Кваджалейн. Именно в этом районе приводняются инертные боевые части ракет. Расстояние от пусковых шахт на авиабазе Ванденберг до атолла Кваджалейн составляет примерно 6800 км.

Спутниковый снимок Google Еarth: центр слежения за космическими объектами на атолле Кваджалейн

Имеющиеся в этом районе радиолокационные и оптические средства используются для обнаружения и сопровождения боевых блоков и вычисления их траектории. Одновременно с контрольным отстрелом ракет происходит отработка противоракетных систем.

C 1969 года в западной части тихоокеанского атолла Кваджалейн работает радарный комплекс ALTAIR, являющийся частью масштабного проекта ARPA (англ. Advanced Research Projects Agency – "Слежение и идентификация на дальнем расстоянии с помощью радара"). Значение данного объекта, активно используемого в процессе испытаний МБР для системы контроля за космическими объектами и СПРН США, очень велико, и он неоднократно модернизировался. Без этого радарного комплекса на полигоне было бы невозможно проводить полноценные испытания противоракетных систем.

Спутниковый снимок Google Еarth: антенна радарного комплекса ALTAIR

Диаметр зеркала антенны составляет 46 м. Радар работает на частотах 155–162 и 422 МГц. Импульсная мощность 5 МВт и средняя излучаемая — 250 кВт. ALTAIR может одновременно сопровождать до 32 целей. По данным, опубликованным Министерством обороны США, точность определения координат на околоземной орбите металлических объектов площадью 1 м² составляет от 5 до 15 метров. ALTAIR уникален ещё и тем, что это единственный радар в Сети космических наблюдений с экваториальным расположением, он может отслеживать одну треть объектов в геостационарном поясе. Ежегодно радарный комплекс производит около 42 000 траекторных измерений.

Развертывание, актуальное состояние, системы боевого управления и стартовые позиции МБР LGМ-30G Minuteman III

Первая МБР LGM-30G встала на боевое дежурство в апреле 1970 года на базе Майнот, а к началу 1972 года ракетами этого типа было полностью перевооружено 91-е крыло, до этого эксплуатировавшее "Минитмен-1B". Всего было поставлено 830 ракет LGM-30G, значительная часть которых израсходована в ходе испытательных и контрольно-тренировочных пусков.

Серийное производство "Минитмен-3" завершилось в 1978 году. Таким образом, возраст самой свежей американской МБР, несущей боевое дежурство, уже более 45 лет. Впрочем, не стоит считать эту ракету "устаревшей" или "недееспособной". В период с 1998 по 2009 год все эксплуатируемые в данный момент ракеты LGM-30G прошли через мероприятия по продлению ресурса, что должно обеспечить их службу до 2030 года. Только на замену твёрдого топлива в трёх ступенях было в общей сложности потрачено $543 млн.

В 1970–1980-е годы МБР LGM-30G поэтапно прошли несколько улучшений. В частности, появилась возможность быстрого перенацеливания, а КВО снизилось до 250 м. Более половины ракет оснастили боевыми блоками Mk.12A с зарядом W78 мощностью 340 кт. К 2006 году американцы в одностороннем порядке на всех ракетах "Минитмен-3" сократили количество боеголовок до одной. В период с 2007 по 2012 год часть ракет "Минитмена-3" перевооружили боевыми блоками Mk.21 с термоядерной боеголовкой W87 мощностью 300 кт. Боеголовки W87 были демонтированы со снятых с вооружения МБР LGM-118 Peacekeeper. В 2019 году командование ВВС США решило дальше не продлевать срок службы "Минитмен-3" и сконцентрировать усилия на создании новой ракеты.

Для продления срока службы и повышения боевой устойчивости был заменён ряд критически важных компонентов и обновлена система передачи данных. Пункты управления стартовыми звеньями и пусковые комплексы получили современную аппаратуру связи и отображения информации, использующую кабельные линии, радио- и спутниковые каналы. Это позволило улучшить прохождение боевых команд, сократить время перенацеливания ракет.

На случай вывода из строя уязвимых наземных центров управления предусмотрены резервные варианты. В частности, команды управления могут транслировать "самолёты судного дня" Е-4В и E-6B.

Самолёт Boeing E-4B "Nightwatch" создан на базе пассажирского Boeing 747-200B в рамках программы NEACP (National Emergency Airborne Command Post – Национальный кризисный воздушный пост) в качестве выживаемого мобильного командного пункта для высшего руководства США, а именно президента, министра обороны и заместителей.

Самолёты E-4B оборудованы различными системами связи и от Boeing 747 внешне отличаются "горбом" спутниковой антенны за кабиной пилотов. Внутреннее оборудование дополнительно защищено от электромагнитного импульса. Благодаря большому запасу топлива и возможности дозаправляться в полёте от самолётов-заправщиков воздушный командный пункт E-4B способен долго оставаться в воздухе. В ходе тестовых полётов E-4B находился в полёте более 35 часов. На постоянной основе в готовности находится как минимум один самолёт, при этом дежурный экипаж размещается на борту.

Спутниковый снимок Google Еarth: самолёты E-4B на стоянке авиабазы Оффут

Четыре E-4В эксплуатируются 1-й эскадрильей управления и контроля 595-й группы управления и контроля, дислоцированной на авиабазе Оффутт, недалеко от города Омаха в штате Небраска.

Стоимость эксплуатации самолётов E-4В весьма высока и превышает $223 млн. в год, в связи с чем воздушные командные пункты на базе Boeing 747 планировалось списать, заменив их более экономичными машинами. Однако в 2015 году от этих планов отказались, и "воздушные командные пункты" были модернизированы, получив высокоскоростной доступ в интернет, широкополосную спутниковую связь, а также специальные коммуникационные каналы высокой пропускной способности и надежности. Предполагается, что E-4В останутся в строю до 2029 года. В настоящее время ведётся создание "стратегического воздушного командного пункта" на базе Boeing 747-8.

Управление запуском МБР "Минитмен-3" возможно с борта самолёта Boeing E-6В Mercury, который в случае уничтожения самолётов E-4В также может использоваться как воздушный командный пункт и ретранслятор команд. Как и самолёт ДРЛО Е-3 Sentry, "Меркурий" создан на базе Boeing 707-320, и он также способен дозаправляться в воздухе. Продолжительность полёта с одной дозаправкой превышает 20 часов. Максимальное время нахождения в воздухе – до 72 часов.

Шестнадцать самолетов E-6A были поставлены с 1988 по 1992 год. В конце 1990-х их довели до стандарта Е-6В. В 2021 году один E-3D Sentry, находившийся на вооружении ВВС Великобритании, приобретен для переоборудования в специализированный учебный самолет. Это было сделано с целью продления срока службы оперативного парка за счет снижения потребности в использовании E-6В для учебных миссий.

Самолёты E-6В эксплуатируются в составе двух эскадрилий в составе 1-го Стратегического коммуникационного авиакрыла ВМС США, которое обеспечивает защищенную линию связи, предназначенную для использования в случае ядерной войны или другого крупного инцидента с целью поддержания связи между лицами, принимающими решения, включая Национальное командование (NCA), и триадой стратегических систем доставки ядерного оружия США, т. е. пилотируемыми бомбардировщиками, наземными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ).

Спутниковый снимок Google Еarth: самолёты E-6В, С-130Н и В-1В на авиабазе Тинкер

На постоянной основе самолёты E-6В размещаются на авиабазе Тинкер в штате Оклахома, где также базируются самолёты ДРЛО Е-3С и заправщики КС-135, а также находится предприятие, занимающиеся ремонтом и модернизацией тяжёлых самолётов ВВС и ВМС США.

Спутниковый снимок Google Еarth: самолёты E-6В на авиабазе Тревис

Для оперативного патрулирования также используются авиабазы Патаксент-Ривер в штате Мэриленд, Тревис в штате Калифорния и Киртлэнд в штате Нью-Мексико. Летом 2022 года самолёт E-6В был замечен в Испании, а в 2023 году в Исландии.

Спутниковый снимок Google Еarth: самолёт E-6В на авиабазе Киртлэнд

Нахождение E-6B в составе авиации флота связано с тем, что "Меркурии" способны предоставлять устойчивую связь не только с шахтами МБР LGM-30G Minuteman III, но и с подводными лодками-носителями баллистических ракет UGM-133 Trident II, на которых размещена большая часть американского стратегического ядерного арсенала.

Согласно справочным данным, в боевом составе числится 16 E-6В, но, судя по всему, активно эксплуатируется не более десяти, что связано с высокой степенью износа и необходимостью проведения восстановительного ремонта.

Непосредственно передача команд боевого применения на шахтные пусковые установки "Минитмен-3" осуществляется с центров управления стартовых звеньев, которые связаны с вышестоящими штабами и ШПУ кабельными линиями связи, по радио и через спутниковые каналы. Обычно на каждые 10 ШПУ имеется один центр управления. Каждый из пяти центров управления может руководить боевой работой любого из 50 ШПУ в составе ракетной эскадрильи.

Спутниковый снимок Google Еarth: Центр управления стартового звена "I" 320-й ракетной эскадрильи 90-го ракетного крыла

На территории Центра управления запуском имеется вертолётная площадка, радиовышка, антенны спутниковой и радиорелейной связи, гараж для транспортных средств подразделения безопасности, объекты системы жизнеобеспечения.

Спутниковый снимок Goоglе Earth: Центр управления стартового звена "В" 10-й ракетной эскадрильи 341-го ракетного крыла в штате Монтана

Вся площадка, за исключением вертолетной площадки и канализационных лагун, защищена забором и охраняется. Обычно в центре управления постоянно находится 12-15 человек.

Зачастую к центрам управления запуском и шахтным пусковым установкам вплотную примыкают сельскохозяйственные угодья. Но нахождение на этой территории посторонних лиц контролируется.

Глобальное ударное командование ВВС США контролирует силы 20-й воздушной армии (штаб на авиабазе Уоррен). В состав этого соединения входят: 90-е стратегическое ракетное крыло (319-я, 320-я и 321-я ракетные эскадрильи), 91-е стратегическое ракетное крыло (740-я, 741-я и 742-я ракетные эскадрильи), 341-е стратегическое ракетное крыло (10-я, 12-я и 490-я ракетные эскадрильи).

Ракетные эскадрильи 90-го стратегического крыла (штаб на авиабазе Уоррен, шт. Вайоминг), 91-го стратегического крыла (штаб на авиабазе Майнот, шт. Северная Дакота), 341-го стратегического крыла (штаб на авиабазе Мальстрем, шт. Монтана) являются подразделениями, несущими боевое дежурство, на вооружении которых стоят МБР шахтного базирования LGM-30G Minuteman III.

На территориях американских штатов Вайоминг, Колорадо, Монтана, Северная Дакота и Небраска в настоящее время развернуто до 400 МБР. При этом три стратегических ракетных крыла 20-й воздушной армии обслуживают 450 ШПУ. Пустые ракетные шахты визуально и по другим признакам никак не отличаются от снаряженных баллистическими ракетами.

Сами шахтные пусковые установки функционируют в безлюдном режиме, за исключением проведения периодических регламентных работ, устранения неполадок и неисправностей.

Спутниковый снимок Google Еarth: шахтная пусковая установка стартового звена "C" 319-й ракетной эскадрильи 90-го ракетного крыла

Ракетные шахты разнесены друг от друга на 8–14 км, что исключает поражение взрывом одной ядерной боеголовки. Удаление ШПУ от поста управления — от 8 до 24 км.

Спутниковый снимок Google Еarth: шахтная пусковая установка стартового звена "К" 321-я ракетная эскадрильи 90-го ракетного крыла

Пусковые установки 90-го ракетного крыла размещены в штатах Небраска (72 шахты), Колорадо (44 шахты) и Вайоминг (34 шахты).

Спутниковый снимок Goоglе Earth: пункт управления стартового звена "М" из состава 742-й ракетной эскадрильи 91-го ракетного крыла

В западной части штата Северная Дакота рассредоточены 150 шахт и 15 центров управления трёх эскадрилий 91-го ракетного крыла. Полторы сотни МБР и 15 пунктов управления, принадлежащие 341-му ракетному крылу, разбросаны вокруг авиабазы Малстрем в штате Монтана.

Поддержание жизнедеятельности ракетных эскадрилий и оперативная переброска подразделений быстрого реагирования в случае возникновения кризисных ситуаций возложена на 585-ю вертолётную группу, дежурные звенья которой базируются в районах развёртывания МБР. Эта вертолётная группа приписана к авиабазе Уоррен в штате Вайоминг. До недавнего времени на вооружении эскадрилий имелись вертолёты UH-1N Twin Huey. По состоянию на 2024 год произошло перевооружение на вертолёты MH-139A Grey Wolf.

Спутниковый снимок Goоglе Earth: хранилище ядерных боеголовок МБР на авиабазе Уоррен

На авиабазе Уоррен, где развёрнут штаб 20-й ракетной армии, также находится подземное укреплённое хранилище ядерных боеголовок для МБР "Минитмен-3".

Оценивая ударный потенциал имеющихся баллистических ракет LGM-30G Minuteman III, стоит понимать, что в силу ряда причин все они не могут быть запущены в ответно-встречном ударе. Из приблизительно четырёх сотен американских МБР шахтного базирования какое-то количество неисправно, что препятствует их немедленному запуску, или находится на техническом обслуживании.

Согласно экспертным оценкам, при получении соответствующей команды в течение получаса может стартовать не менее 70% имеющихся МБР. Ещё примерно 20% ракет, при условии, что их позиции не будут уничтожены, покинут свои шахты в ближайшие 24 часа. Таким образом, можно утверждать, что 20-я ракетная армия за короткий промежуток времени с большой долей вероятности сможет запустить примерно 280 ракет, из которых до 10% не выполнят полётное задание. С учётом того, что Россия и Китай не располагают системами глобальной противоракетной обороны, большая часть из приблизительно 250 боевых блоков достигнет цели, что будет иметь катастрофичные последствия для страны, подвергшейся атаке.

Впрочем, ряд специалистов, специализирующихся в сфере стратегических ядерных вооружений, считает, что едва ли не основной задачей шахтных МБР "Минитмен-3", координаты развёртывания которых хорошо известны и наблюдаются на общедоступных спутниковых снимках, является отвлечение на себя вражеских боеголовок, которые потенциально могут быть использованы против других важных объектов. Ведь для нейтрализации 450 ШПУ, инфраструктуры управления пусками, ракетных баз и арсеналов, по самым скромным подсчетам, потребуется не менее 600 боевых блоков. Отсюда прозвище шахтных межконтинентальных баллистических ракет – "ядерная губка Америки", которая, помимо нанесения противнику неприемлемого ущерба, должна "впитывать" вражеские боеголовки.

Продолжение следует...
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025