Оптимизируем работу с сотрудниками: чем поможет российский HR-tech
05 августа 2022, 14:59
Возможности HR-tech'а
Первая ассоциация, которая возникает при упоминании HR-tech — это автоматизация кадровых процессов. Исследование HeadHunter показывает, что уже в ближайшие годы 20% предприятий планирует полностью автоматизировать найм персонала. Чаще всего HR-специалисты делегируют алгоритмам рутинные операции, такие как расчет зарплат, поиск и первичный отбор резюме.
Создана технология беспроводной передачи энергии на большие расстояния Всего в 2020–2021 году наибольшие объемы инвестиций среди HR-стартапов направлялись в решения для расчета зарплат и для оптимизации корпоративных бизнес-процессов — более чем по $7 млрд. В России эти возможности HR-tech'а также относят к перспективным направлениям. Еще здесь фигурируют поиск талантов, обучение и повышение квалификации, работа над мотивацией сотрудников, получение от них обратной связи.
Уход иностранных игроков фактически дает российским разработчикам дополнительный шанс — рассказать о себе потенциальным клиентам и занять освобождающиеся ниши. Чтобы помочь заказчикам и разработчикам продуктов найти друг друга, EdTech-кластер "Сколково" и акселератор Ed2 создали Карту импортозамещения HR-продуктов.
В ней представлены решения по 10 направлениям, охватывающим все стороны работы с персоналом: от привлечения талантов и онбординга до благополучия сотрудников и обучения. Организации, которые раньше пользовались зарубежными продуктами, смогут выбрать аналоги привычных инструментов. Те же, кто только думает о внедрении HR-tech, найдут подходящие продукты. От онбординга до благополучия
На Карте импортозамещения HR-продуктов есть специализированные инструменты и целые платформы, сочетающие весь спектр HR-решений. Например, разработка резидента Фонда "Сколково" компании "Эквио" находится на стыке на стыке HR- и EdTech. Она охватывает все области взаимодействия с сотрудником, помогая управлять коммуникацией, обучением, вознаграждением, и мотивацией.
Одна из особенностей решения — настройка точно под клиента (включая брендинг). Фактически под каждого создается отдельная платформа с различными контентом, модулями, возможностями и показателями. Есть и стандартная версия с общим брендингом "Эквио" — ее выбирают небольшие компании. Решение используют более 300 заказчиков, для которых созданы платформы "Академия Роскосмос", "ECCO Club", "Дом с Маяком" и многие другие.
На своей платформе компания может выстроить рейтинг персонала: продумать систему баллов, виртуальные "ачивки" и реальные награды, доступные за эти баллы. Можно создать интернет-магазин, где сотрудники будут обменивать достижения на материальные или нематериальные поощрения. Заказчик сам определяет, сколько баллов (стикеров, медалей) и за что будет начисляться, что на них можно купить. Например, в некоторых компаниях они вручаются за успешное обучение или за приход на работу без опозданий. А где-то, напротив, внедряют "антимедали" — за сдачу проекта позже указанного времени. Подобные системы и рейтинги станут мотиватором к более эффективной работе, а возможность обменять баллы на бонусы поможет получить максимум преимуществ от сотрудничества с компанией и выполнения задач.
Также "Эквио" создаст эффективную систему обучения — из уже готовых материалов или сделанных по заказу клиента. Доступны самые разные форматы — от небольших инструкций и роликов до сложных курсов. Все материалы можно просматривать в онлайн- и офлайн-режиме и учиться вне зависимости от места и времени суток. При этом руководители будут получать отчеты, кто и как проходит обучение. Для контроля за усвоением предусмотрены интерактивные вопросы в ходе видео, традиционные тесты и опросы по окончании курса. С помощью подобных обучающих программ компания сможет растить таланты, а сотрудникам поможет вертикально или горизонтально двигаться по карьерной лестнице.
Решение от "Эквио" быстро внедряется, оно поддерживает как облачную версию, так и интеграцию на сервера клиентов. Пользователи получают доступ к платформе через сайт или мобильное приложение. При этом всесторонняя гибкость позволяет каждому заказчику настроить продукт таким образом, чтобы решение максимально отвечало его HR-задачам. Что еще можно улучшить
Продукты HR-tech оптимизируют не только глобальные процессы в управлении персоналом, но и отдельные составляющие. Например, пре- и онбординг нельзя полностью делегировать умным алгоритмам, поскольку новичку важен контакт с коллегами, эйчаром и коллективом. Однако с помощью tech-решений можно составить персональную программу интеграции нового коллеги и отслеживать его успехи. Умные решения позволяют обходиться без наставников или минимально их задействовать, практически не отрывая людей от текущих задач. Некоторые компании используют программы пребординга — это позволяет организации и потенциальному сотруднику убедиться, что оба сделали правильный выбор. Например, "Эквио" предлагает доступ к стартовому обучающему курсу о будущих обязанностях и работодателе. До 40% кандидатов (в зависимости от отрасли), детально ознакомившись с условиями работы, не доходят до первого рабочего дня, экономя время и ресурсы и себе, и компании. Также в "Эквио" есть модуль для формальной и неформальной коммуникации. Здесь обсуждают новости компании, рассылают видеообращения от руководителей, поздравляют друг друга с днем рождения и приветствуют новичков. Еще один модуль показывает руководителям отчеты о выполнении подчиненными задач. Их можно отметить как принятые или же отправить на доработку. Вместо заключения
В 2018 году 29-58% времени эйчары тратили на рутинные операции, а 87% компаний
пробовали внедрять автоматизированные решения, чтобы сократить рутину. В 2019-м году только 9% организаций в России
соответствовали критериям зрелой автоматизации, а у 66% она была фрагментарной. С тех пор внедрение умных инструментов в управление персоналом стало еще более заметным трендом. Например, HeadHunter
отметил, что в 2021-м по сравнению с 2020-м в 3 раза вырос спрос на HR-специалистов со знанием автоматизации.
Важно, что HR-tech-решения не просто облегчают работу эйчаров, но и позволяют качественно усовершенствовать HR-процессы, а через них — в целом повышают эффективность компании и позволяют ей выстроить более сильный HR-бренд. В глазах персонала и соискателей это способно стать ее дополнительным преимуществом, что поможет находить, привлекать и интегрировать лучшие кадры.