Из США на Украину: беспилотник-перехватчик Hitchhiker
06 декабря 2024, 03:43

БПЛА Hitchhiker на пусковой установке

Украина и её зарубежные покровители продолжают искать способы защиты от российских ракет и ударных БПЛА. На этот раз большие надежды возлагаются на новый американский беспилотник-перехватчик Hitchhiker. Утверждается, что он обладает особыми возможностями и сможет изменить ситуацию. Этот БПЛА уже довели до испытаний, и в ближайшее время он покажет свой реальный потенциал.

Реклама

Совместная разработка

Возможность заработать на производстве и поставке вооружений и техники на Украину привлекает множество американских компаний. Фирмы Asterion Systems и IronNet тоже не стали оставаться в стороне, и не так давно решили поучаствовать в процессах помощи Киеву, а также получить свою выгоду.

Компания Asterion Systems специализируется на разработке средств защиты от беспилотной авиации и уже предлагает заказчикам различные образцы такого рода. В свою очередь, IronNet разрабатывает программно-аппаратные комплексы различного назначения на основе искусственного интеллекта.

В середине ноября 2024 г. обе компании приняли участие в международном авиасалоне в Бахрейне, где сделали важное заявление. Они объявили о начале сотрудничества в сфере создания средств перехвата БПЛА. В рамках такого союза Asterion займется разработкой беспилотников-перехватчиков и сопутствующих средств, а IronNet предоставит специальное программное обеспечение для этой техники.

Очевидно, что фактическое сотрудничество двух компаний началось задолго до официального объявления о нём. К настоящему времени они успели разработать перспективную беспилотную систему перехвата и даже довели её до испытаний.

В боевых условиях

В конце ноября американские СМИ снова обратили внимание на совместную работу компаний Asterion Systems и IronNet. Оказалось, что две компании уже разработали свой первый проект и даже испытали его в условиях реальных боевых действий.

Совместными усилиями две компании разработали беспилотную авиационную систему с функцией перехвата воздушных целей. Изделие получило название Hitchhiker ("Автостопщик"). Сколько времени заняло его проектирование, неизвестно. Также не сообщается, успели ли провести испытания этой системы в условиях полигона.

Согласно последним сообщениям, недавно специалисты компаний-разработчиков прибыли на Украину и привезли с собой опытные системы перехвата. Планируется провести своего рода войсковые испытания. "Автостопщики" усилят существующую украинскую ПВО и будут работать по реальным целям.

Основная цель применения систем Hitchhiker — перехват российских ударных беспилотников, таких как "Герань-2". Разработчики уверены, что специализированный беспилотник-перехватчик способен эффективно бороться с подобными целями. При этом в экономическом плане он будет значительно выгоднее традиционных ЗРК и ЗРС.

Как и все создатели "новейших" и "инновационных" разработок, Asterion и IronNet высоко оценивают свой БПЛА Hitchhiker. Они утверждают, что это изделие способно "изменить правила игры" в воздухе и существенно повлиять на динамику воздушных боёв.

Впрочем, верить таким заявлениям не стоит. За последние годы в контексте украинского конфликта появлялось множество импортных "гейм чейнджеров", но ни один из них не оправдал ожиданий. Нет никаких оснований предполагать, что американский "Автостопщик" станет исключением. Воспринимать подобные заявления следует исключительно как саморекламу.

Беспилотный перехватчик

Компании Astreion и IronNet уже раскрыли облик новейшего БПЛА Hitchhiker, а также назвали его основные особенности и некоторые параметры. В целом речь идет о беспилотном летательном аппарате самолётного типа с особой системой управления и полезной нагрузкой. За счёт этих устройств беспилотник должен выполнять функции зенитной управляемой ракеты.

БПЛА "Автостопщик" построен по схеме "бесхвостка". Он имеет выраженный фюзеляж, плавно сопряжённый с треугольным крылом. На верхней части планера расположены два киля. Судя по внешнему виду, беспилотник изготовлен из пластика или композитного материала. Точные размеры и вес изделия пока неизвестны, однако можно предположить, что его длина составляет примерно 1-1,5 м, а размах крыла — ок. 1 с. При таких габаритах стартовая масса вряд ли превышает 10-12 кг.

В хвостовой части фюзеляжа расположен электродвигатель с воздушным винтом. Для экономии энергии, запуск осуществляется с помощью катапульты. Максимальная скорость полета заявлена на уровне 450 км/ч, а дальность полета — 200 км. В ближайшее время планируется разработать модификацию Hitchhiker с турбореактивным двигателем, который значительно улучшит лётные характеристики.

БПЛА оснащён комбинированной системой управления, сочетающей автопилот и контроль оператором. Курсовая видеокамера и бортовой компьютер способны выполнять функции оптической головки самонаведения. Они должны автоматически находить воздушные цели, наводиться на них и подрывать боевую часть, без непосредственного участия оператора.

Точные данные о боевой нагрузке Hitchhiker пока отсутствуют. Предположительно, используется осколочно-фугасный заряд массой не более нескольких килограммов. Подрыв может осуществляться как при контакте с целью, так и на некотором расстоянии от неё.

Вместе с беспилотниками "Автостопщик" планируется использовать систему управления Perimaster C4, разработанную компанией Asterion. Эта система должна объединять различные средства наблюдения и обнаружения, обрабатывать полученные данные и выдавать команды на применение беспилотников-перехватчиков. Наличие такой системы управления должно серьёзно повысить эффективность боевого применения как отдельных БПЛА, так и всей ПВО на их основе.

Беспилотник против беспилотника

Идея перехвата БПЛА другим беспилотным летательным аппаратом с соответствующим оснащением не нова. Предложено несколько разных способов такого перехвата, и часть их успешно реализована на практике. Некоторые решения такого рода даже доведены до серийного производства и боевого применения.

Проект Hitchhiker, разработанный двумя американскими компаниями, предлагает перехватывать воздушные цели с помощью беспилотника с самонаведением и боевой частью. Эта концепция обладает определенными преимуществами и может представлять практический интерес. Однако она не лишена недостатков.

БПЛА "Герань-2" в полёте

К сильным сторонам "Автостопщика" можно отнести его простоту и дешевизну, а также способность находить воздушные цели и наводиться на них. Следует отметить, что по всем основным параметрам этот БПЛА уступает любой современной зенитной ракете. Однако нужно учесть, что он предназначен для перехвата специфических целей — относительно медленных, не использующих активное маневрирование и т.д.

Также большой интерес представляет раскрытая информация о системе управления зенитными средствами Perimaster C4. С её помощью предполагается контролировать зенитные средства целых районов и управлять пусками беспилотников-перехватчиков. Для повышения эффективности работы, она может быть интегрирована в имеющуюся систему обнаружения из состава действующей ПВО.

Согласно доступным данным, "Автостопщик" имеет и недостатки, и некоторые из них напрямую связаны с базовой концепцией этого проекта. Так, достигнутые лётно-технические характеристики позволяют атаковать лишь ограниченный круг целей. Этот БПЛА теоретически способен догонять и поражать относительно медленные ударные беспилотники, но крылатые ракеты становятся чрезмерно сложной целью.

Применение оптической системы поиска цели тоже вызывает вопросы. Такие приборы могут сталкиваться с ограничениями по времени суток или погодным условиям. Кроме того, вызывает вопросы способность оптики изделия Hitchhiker сопровождать скоростные и маневрирующие воздушные цели. Соответственно, падает и без того невысокая вероятность успешного перехвата.

"Автостопщики" планируется использовать против российских "Гераний". Однако следует помнить, что российские ударные БПЛА применяются крупными группами и, нередко, вместе с другими средствами поражения. Для борьбы с такими ударами требуется развитая и эшелонированная ПВО с большим числом отдельных комплексов и крупным боезапасом. Удастся ли США и Украине создать такую систему ПВО на основе изделий Hitchhiker — большой вопрос.

В поисках решения

Украинская ПВО в ее нынешнем виде не может противостоять российским ударам с применением различных средств. Киев и его иностранные покровители пытаются восстанавливать ПВО любыми доступными средствами, в т.ч. за счёт внедрения новых оригинальных разработок.

Очередная попытка такого рода строится на основе беспилотника-перехватчика Hitchhiker. Он создавался для борьбы с конкретными ударными средствами, что определило его облик и возможности. Утверждается, что сейчас этот БПЛА проходит испытания в зоне боевых действий и должен справиться с поставленными задачами. Однако есть все основания для сомнений в оптимизме его разработчиков.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024