Украинский БПЛА «Довбуш» Т-10 стал носителем FPV-коптеров
25 ноября 2024, 04:58
БПЛА "Довбуш" с парой коптеров под крыломОколо двух лет назад на вооружение украинских формирований начал поступать новый беспилотный летательный аппарат "Довбуш" Т-10. Этот БПЛА самолётного типа разрабатывался как многоцелевая воздушная платформа, способная нести различные нагрузки. Изначально он предназначался для установки оптико-электронного оборудования, а позже появилась возможность подвешивать боеприпасы. Недавно Т-10 был модернизирован для использования в качестве носителя ударных квадрокоптеров.
В новой роли
Несколько дней назад на украинских ресурсах появилось видео с лётных испытаний уже известного БПЛА "Довбуш" в новой роли. Этот аппарат опробовали в качестве носителей лёгких ударных FPV-
беспилотников. В ролик вошли кадры с видеокамеры, установленной на БПЛА, а также запись с курсовых камер ударных коптеров.
Перед испытаниями опытный образец Т-10 получил новые средства подвески полезной нагрузки и дополнительную систему связи. Непосредственно перед тестом на беспилотник подвесили два FPV-беспилотника. В таком виде "Довбуш" взлетел и направился к условной цели.
Оператор или операторы комплекса вывели БПЛА Т-10 в заданный район и обнаружили мишень — автомобиль-пикап. После этого произошёл последовательный сброс двух квадрокоптеров, которые самостоятельно навели на намеченную цель.
Сообщается, что в ходе испытаний беспилотник-носитель успешно справился со своими задачами и продемонстрировал желаемые возможности. При этом использовался далеко не весь его потенциал. "Довбуш" нёс только два ударных БПЛА, тогда как способен взять на борт до шести.
Момент сброса лёгкого беспилотника. Слева снизу — видео с FPV-камерыОжидается, что в ближайшее время БПЛА Т-10 с новым набором целевого оснащения начнут поступать в подразделения украинских формирований. Их планируют использовать для нанесения ударов по российским войскам. Как быстро новая техника появится в строевых частях, неясно. Когда ее начнут применять в боях, тоже неизвестно.
Многоцелевая платформа
По известным данным, будущий БПЛА "Довбуш" создавался группой украинских энтузиастов в 2022 г. Проект поддержало руководство украинского "Монобанка". Предоставленное финансирование и организационная помощь поспособствовали скорейшей реализации проекта и получению желаемых результатов.
В конце того же года разработчики изготовили и вывели на испытания первые образцы нового беспилотника, получившего обозначения "Довбуш" и Т-10. Испытания и доводка конструкции не заняли много времени, и уже через несколько месяцев стало известно о запуске серийного производства и начале поставок техники вооруженным формированиям.
"Довбуш" позиционировался как многоцелевая воздушная платформа. При этом на момент своего появления этот БПЛА мог выполнять только задачи разведки. Для этого на борту были установлены оптико-электронная станция и средства передачи видеосигнала.
В начале 2023 г. беспилотник Т-10 получил ударную функцию. Под крылом предлагалось разместить 10 держателей для установки и сброса боеприпасов небольшой массы. Боевая нагрузка в такой конфигурации достигает 12 кг. В рекламных материалах "Довбуш" демонстрировался с десятком "авиабомб" на основе гранатометного выстрела ПГ-7В.
Два БПЛА продолжают полётТеперь БПЛА Т-10 может нести и другую нагрузку. Недавно его оснастили средствами подвеса и сброса квадрокоптеров. Вероятно, в настоящее время этот вариант аппарата проходит испытания, но в ближайшем будущем ситуация может измениться.
Беспилотный аппарат
Изделие T-10 представляет собой БПЛА самолётного типа, предназначенный для установки разных нагрузок и решения широкого круга задач. Утверждается, что этот аппарат обладает высокими лётно-техническими характеристиками, которые позволяют повысить общую эффективность его работы.
Т-10 имеет укороченный фюзеляж обтекаемой формы. Сзади к нему крепится тонкая трубка с функциями хвостовой балки. Аппарат получил высокорасположенное крыло с минимальной стреловидностью. Оперение V-образной конструкции находится на конце хвоствоой балки.
Точные габариты и масса "Довбуша" неизвестны. В открытых источниках упоминается размах крыла более 4,6 м. Вероятно, длина аппарата находится в пределах 3-4 м. Исходя из полезной нагрузки, можно предполагать взлётную массу не менее 20 кг.
В хвостовой части фюзеляжа, на уровне задней кромки крыла, на пилоне расположен электромотор с толкающим винтом. Для его работы используется аккумулятор неизвестной емкости. БПЛА должен развивать скорость не более 200-250 км/ч. Дальность полёта не уточняется, а боевой радиус ограничен применяемой аппаратурой управления и потому не превышает 40 км.
Т-10 оснащен стандартным для таких БПЛА набором электроники. Имеется система управления, выполняющая команды оператора, а также приборы навигации и связи. В контурах управления предусмотрена возможность передачи команд на использование устройств сброса.
"Довбуш" летит, тогда как FPV-аппарат приближается к мишениВ варианте носителя коптеров изделие "Довбуш" получает шесть механизмов подвески под крылом. БПЛА закрепляются на держателях винтами вниз – крепление осуществляется за их боевую часть. Замки держателей имеют дистанционное управление и открываются по одному. После отцепки квадрокоптер падает и переворачивается, занимая полетное положение.
Кроме того, беспилотник-носитель предлагается оснастить ретранслятором радиосигналов. Это дополнительная мера, направленная на повышение фактического боевого радиуса FPV-беспилотников.
"Довбуш" Т-10 осуществляет взлёт со специальной пусковой установки и нуждается в помощи со стороны. БПЛА на специальной тележке или с другими устройствами разгоняют при помощи автомобиля и затем отправляют в самостоятельный полёт. Как происходит посадка, неясно.
С увеличенным радиусом
Главной целью очередной доработки БПЛА "Довбуш" является увеличение боевого радиуса FPV-систем. В этом проекте предлагается очевидная идея, вполне соответствующая поставленной задаче.
Существующие FPV-беспилотники, в т.ч. состоящие на вооружении украинских формирований, имеют ограниченный боевой радиус — не более 15-20 километров. Этот параметр определяется емкостью батарей, средствами радиосвязи и некоторыми внешними факторами.
Т-10 в варианте "бомбардировщика", сбитый российской армией, июль 2024 г.Изделие Т-10 с особым оснащением, как сообщается, позволяет увеличить боевой радиус ударных аппаратов. Беспилотник-носитель выносит вперёд точку старта, а также обеспечивает ретрансляцию радиосигналов. В итоге появляется возможность увеличить боевой радиус ударной системы на 30-40 км.
Впрочем, в полной мере реализовать потенциал такого комплекса будет крайне трудно. Дело в том, что он критически зависит от радиосвязи, которая может быть подавлена средствами
РЭБ. Любое нарушение каналов связи между станцией управления и "Довбушем" либо между Т-10 и FPV-беспилотниками ставит под угрозу решение боевой задачи.
Кроме того, БПЛА "Довбуш" оказался не самой сложной целью для российской
ПВО. Известны целый ряд случаев успешного подавления или поражения такой техники. В случае с беспилотниками-носителями, каждый случай перехвата будет означать срыв сразу нескольких атак на наземные объекты.
Решения и трудности
Текущие боевые действия показали потенциал и положительные качества ударных FPV-беспилотников. Одновременно с этим они помогли выявить и слабые стороны такой техники, благодаря чему теперь принимаются меры по избавлению от подобных проблем и затруднений. В частности, предлагается целый ряд проектов, направленных на повышение боевого радиуса ударных систем.
В основном речь идёт о применении средних или тяжелых БПЛА, способных нести более мелкую технику. Очередным носителем коптеров сделали украинский аппарат "Довбуш". В целом он способен решать поставленные задачи, но при этом должен столкнуться с массой новых проблем и активным противодействием. Как следствие, таким БПЛА вряд ли удастся в полной мере использовать свой потенциал и повлиять на ход боевых действий.