БПЛА «Бражник» проходит испытания
22 октября 2024, 03:47

БПЛА "Бражник" на испытаниях

К разработке беспилотных летательных аппаратов разных классов постоянно присоединяются разные отечественные организации, и регулярно демонстрируются новые успехи этого направления. Например, недавно специалисты с Сахалина впервые представили квадрокоптер собственной разработки под названием "Бражник". К настоящему времени это изделие прошло часть необходимых испытаний, и теперь готовится его серийное производство.

Новый отечественный

Перспективный многоцелевой БПЛА "Бражник" создавался Государственным казенным учреждением Сахалинской области "Центр региональной цифровой трансформации". Эта организация занимается внедрением новых технологий во все сферы государственной и общественной жизни, а в недавнем прошлом попробовала свои силы в создании беспилотной авиации.

О проекте "Бражник" стало известно всего пару недель назад. 8 октября о нём впервые объявило правительство Сахалинской области. К этому времени беспилотник уже прошёл стадию проектирования и подготовки опытной техники, а также успешно прошёл первые испытания.

Правительство островного региона и ЦРЦТ раскрыли некоторые технические особенности перспективного БПЛА и назвали его сильные стороны. Указывая на высокие характеристики и широкие рабочие возможности, они охарактеризовали его как "новую главу в области отечественных БПЛА". Кроме того, беспилотник назвали ярким примером того, как инновации могут способствовать развитию отдельных регионов и всей страны в целом.

18 октября информагентство ТАСС опубликовало новые сведения о "Бражнике", полученные от Сахалинского центра беспилотных технологий — ещё одного участника проекта.

Организация сообщает, что сейчас БПЛА "Бражник" находится на новом этапе испытаний. Отрабатывается его применение в гражданской сфере по нескольким сценариям. В этих сценариях беспилотник будет использовать различные полезные нагрузки и решать разнообразные задачи, такие как мониторинг, ретрансляция сигналов и другие. Также идут ресурсные испытания, на которых аппарат демонстрирует устойчивость своей конструкции и возможные сроки службы.

На Сахалине уже обсуждают вопрос серийного производства "Бражников". Согласно последним новостям, запуск серийного производства может произойти уже в конце ноября, однако перед этим БПЛА должен завершить ресурсные испытания.

В настоящее время разработчики сосредоточены на гражданском применении перспективного БПЛА. Именно такие варианты эксплуатации отрабатываются в ходе испытаний. Тем не менее, ЦРЦТ не исключает возможность использования "Бражника" в армии, однако решение по этому вопросу будет принято позже, после завершения текущих испытаний.

По коптерной схеме

Изделие "Бражник" представляет собой многоцелевой квадрокоптер с высокими для этого класса лётными характеристиками и с возможностью установки разных полезных нагрузок. Высокая грузоподъёмность позволяет использовать достаточно широкий спектр нагрузок разного назначения, включая, в теории, вооружение.

БПЛА построен на основе продолговатого корпуса-фюзеляжа, имеющего переменное прямоугольное сечение. В носовой и хвостовой частях к нему крепятся поперечные лучи, на которых находятся винтомоторные группы и посадочные опоры. Верхняя проекция беспилотника имеет форму буквы "Н", и такая конструкция даёт определённые преимущества перед аппаратами крестообразной компоновки.

Беспилотник имеет складную конструкцию. Перед транспортировкой лучи с моторами складываются, значительно уменьшая поперечник изделия. Подготовка сложенного БПЛА к вылету занимает минимальное время.

Размеры и масса "Бражника" пока не раскрываются. Опубликованные фотоматериалы с испытаний не позволяют даже приблизительно определить габариты беспилотника. При этом официально заявлено, что его полезная нагрузка составляет 10 кг. Исходя из этого, можно сделать предположения о полной взлётной массе.

Полёт осуществляется с помощью четырех винтомоторных групп стандартного типа, характеристики которых соответствуют массе беспилотника и его нагрузке. Аппарат может взлетать и садиться вертикально. Скорость и дальность полёта пока не известны, но разработчики сообщают, что один комплект аккумуляторов позволяет БПЛА оставаться в воздухе около часа.

Беспилотная авиационная система "Бражник" оснащена современными средствами связи и управления. Обмен данными осуществляется через помехозащищенную систему связи "Гермес". Она должна обеспечивать надёжную связь в любых условиях и над любой местностью. Возможно, радиоканал устойчив и к радиоэлектронному подавлению.

БПЛА "Бражник" может нести разнообразные полезные нагрузки. Прежде всего, это оптико-электронные станции с видеокамерой и/или тепловизором. Также возможна установка специализированных систем разведки, таких как лазерные сканеры или газоанализаторы. Относительно высокая грузоподъёмность позволяет взять на борт радиостанцию-ретранслятор для обеспечения работы других подразделений или беспилотных систем.

В перспективе не исключается создание боевой модификации беспилотника, но чем именно её оснастят, пока неизвестно. В своей нынешней конфигурации "Бражник" может стать эффективным носителем устройств сброса. Такой "бомбардировщик" сможет нести большое количество миниатюрных боеприпасов. Такое оснащение позволит атаковать как одну цель, так и несколько последовательно.

Грузоподъемность в 10 кг теоретически позволяет подвесить на БПЛА автомат или ружьё для стрельбы по воздушным или наземным целям. Кроме того, "Бражник" может нести сразу несколько реактивных противотанковых гранат РПГ-18 "Муха" или другое оружие схожей массы.

С большим потенциалом

В нашей стране производится широкий спектр беспилотников-квадрокоптеров различных типов и с разнообразными тактико-техническими характеристиками. Разработчики и производители постоянно повышают основные параметры этой техники, а также внедряют новые решения и технологии.

Сахалинские специалисты, создавшие проект "Бражник", пошли по пути увеличения конструкции беспилотника с целью повышения его грузоподъёмности и рабочих характеристик. В результате получился БПЛА, способный поднять в воздух груз или прибор массой 10 кг, что даёт ему достаточно широкие возможности военного или гражданского применения.

По информации разработчиков, "Бражник" уже прошел основную часть испытаний и подтвердил расчётные характеристики. В ходе этих тестов проверялись параметры полёта, работа систем управления и связи и т.д. Сейчас БПЛА в ходе отдельных испытаний показывает свой ресурс. Вероятно, он осуществляет многократные взлёты и посадки с нагрузкой, имитируя длительную эксплуатацию.

Сахалинские специалисты не только создают новые беспилотники, но и разрабатывают различные методы их применения. Работая с БПЛА и проводя различные испытания, они предложили и опробовали ок. 70 разных сценариев применения такой техники. Они предусматривают мониторинг и разведку, поиск и доставку грузов и т.д.

Практически во всех этих сценариях могут быть применены крупные и тяжёлые БПЛА, такие как "Бражник". Более того, в некоторых ситуациях такой беспилотник будет иметь очевидные преимущества перед техникой более лёгкого класса.

Важно отметить, что новый БПЛА был создан государственной организацией, отвечающей за внедрение новых технологий в различные сферы. Это свидетельствует о том, что в развитии отечественной беспилотной авиации хотят и могут участвовать различные структуры, включая профильные казенные учреждения. И их участие, как показывает последний проект, может быть успешным.

В ожидании серии

Таким образом, в ближайшее время российская промышленность освоит выпуск нового беспилотного летательного аппарата "Бражник", способного переносить достаточно тяжёлые грузы и решать разные задачи. К настоящему времени это изделие успело пройти основную часть испытаний и показать свою готовность к эксплуатации.

Сможет ли "Бражник" найти своего заказчика, покажет время. При этом подобные результаты проекта не придется долго ждать. Старт серийного производства запланирован на конец ноября, и тогда же может появиться первая информация с поставках эксплуатантам.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024