Обзор стратегической обороны Великобритании: основные моменты первоначального прочтения
06 июня 2025, 03:39

Фото 1. Истребитель F-35B садится на летную палубу HMS Prince of Wales.

В 144-страничном документе SDR (Обзор стратегической обороны) не содержится подробного описания будущего всеобъемлющего порядка действий, но в нем содержатся 62 рекомендации, которые, по словам министров, будут приняты в полном объеме.

Правительство Великобритании опубликовало ожидаемый Стратегический обзор обороны (SDR). 144-страничный обзор SDR не содержит подробного описания всеобъемлющего будущего порядка боевых действий, но предлагает 62 рекомендации, которые, по словам министров, будут приняты в полном объеме.

Хотя правительство Великобритании не предоставило точных цифр и планов закупок, они, скорее всего, будут зарезервированы для будущих публикаций, таких как, по слухам, командный документ, который должен выйти позднее в этом году, независимые эксперты, составлявшие SDR, предложили ключевые рекомендации, которые дают представление о том, в каких направлениях будут развиваться британские вооруженные силы в ближайшие годы.

Отрывки из обзора были опубликованы в британской национальной прессе на выходных, прежде чем премьер-министр Кир Стармер провел пресс-конференцию в Глазго, на которой подробно рассказал о некоторых решениях, принятых по результатам этого обзора утром 2 июня 2025 года. Это вызвало резкую критику со стороны спикера Палаты общин Линдси Хойла, которая раскритиковала правительство за предоставление этих подробностей до официального заявления Палате или за передачу каких-либо предварительных копий членам оппозиции или Комитета по обороне.

Фото 2. Премьер-министр Кир Стармер дает пресс-конференцию во время посещения им и министром обороны Джоном Хили церемонии спуска на воду фрегата HMS Glasgow, а правительство представляет свои планы расходов на оборону.

Полный текст обзора был впоследствии опубликован после заявления госсекретаря Джона Хили в Палате представителей, который сказал:

"Мир изменился, и мы должны отреагировать. SDR — это наш план изменений в обороне: план по противодействию угрозам, с которыми мы сталкиваемся, план по усилению европейской безопасности и лидерству в НАТО, план, учитывающий уроки Украины, план по извлечению оборонных дивидендов, полученных в результате рекордного увеличения оборонных инвестиций, и по увеличению количества рабочих мест и роста военного производства по всему Соединенному Королевству".

Воздушный ядерный удар, возможность остается неподтвержденной

Члены парламента были особенно заинтересованы в разъяснениях относительно сообщения The Sunday Times о том, что в обзоре будет рекомендована закупка F-35A с целью ввода в эксплуатацию тактического ядерного ударного потенциала воздушного базирования.

В SDR не содержится конкретного упоминания о разработке какого-то нового ядерного оружия, но предполагается, что будущие закупки F-35 в Великобритании могут включать как F-35A, так и F-35B: "В течение следующего десятилетия потребуется больше F-35. Это может включать смесь моделей F-35A и B в соответствии с военными требованиями, чтобы обеспечить большую отдачу от вложенных средств".

Фото 3. Истребитель F-35B Lightning взлетает с борта авианосца HMS Prince of Wales во время транзита на юг в Красном море, 26 мая 2025 года.

Что касается присоединения Великобритании к программе НАТО по совместному использованию ядерного оружия, в обзоре предлагается лишь следующая краткая рекомендация:

"Начать обсуждение с Соединенными Штатами и НАТО потенциальных выгод и осуществимости расширенного участия Великобритании в ядерной миссии НАТО".

В противном случае Обзор SDR подтверждает твердую приверженность непрерывному сдерживанию на море (CASD), обеспечиваемому четырьмя подводными лодками с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Четыре ПЛАРБ типа Dreadnought, которые в настоящее время строятся для замены четырех существующих подводных лодок типа Vanguard, будут оснащены американскими ракетами Trident 2 с боеголовками Astraea.

Анонсированная ещё в далёком 2005 году Программа разработки новых ядерных боеголовок (NWCSP) Atomic Weapons Establishment (AWE) была инициативой по предоставлению инфраструктуры и технологий для поддержания текущего арсенала Соединенного Королевства и поддержки его программы замены боеголовок. Каждый из этих инфраструктурных и технологических проектов назван в честь созвездия: Project Orion для мощного исследовательского лазера, который начал работу в 2013 году, Project Leo для завода по производству небольших деталей, Project Pegasus для усилий по производству урановых компонентов и так далее.

Несколько из этих проектов в рамках NWCSP были связаны с методами, используемыми для разработки ядерного оружия вместо взрывных испытаний. Часть миссии NWCSP также включала ремонт и восстановление боеголовок, стоящих на вооружении Королевского флота Великобритании, для интеграции с поставляемым США модернизированным боевым блоком Mk4A, производство которого было завершено в 2023 году. Реализация NWCSP была запланирована на период с апреля 2008 года по апрель 2025 года, а с 2022 года она была исключена из данных портфеля крупных государственных проектов Министерства обороны, что указывает на возможность сокращения масштабов крупномасштабной инициативы по развитию.

В феврале 2020 года министр обороны Великобритании объявил о новой программе ядерных боеголовок — A21/Mk7/Astraea. Новая боеголовка в настоящее время находится на стадии эскизного проектирования, но в конечном итоге ею планируется заменить все американо-британские Mk4A/Holbrook, начиная с конца 2030-х годов. Если британская боеголовка Holbrook, по сути, является копией американской W76/Mk 4 с первичным модулем британского производства, то A21/Mk7/Astraea — это уже полная копия американской W93/Mk 7, основанной на ЯЗУ W61-7 Лос-Аламосской Национальной лаборатории. Расчётная мощность новой боеголовки должна составить 350 кт (в 3,5 раза больше, чем у старой), при этом снаряжённый вес боеголовки — 190 кг, всего на 15% больше, чем у старой модели. Габариты боеголовки не изменятся, диаметр основания боевого блока — 400 мм, прежний, под ячейки платформы блока разведения БРПЛ "Трайдент-2".

Правительство объявило, что 15 млрд фунтов стерлингов будут инвестированы в программу национальных конструкций боеголовок в течение работы этого парламента (2024–2029), что обеспечит 9000 рабочих мест по всей Великобритании. Это должно будет включать в себя рабочие места на объектах Atomic Weapons Establishment (AWE) в Олдермастоне и Бергфилде, а также на других предприятиях ВПК.

Для поддержки ядерного сдерживания, а также более широких оборонных задач, таких как удар (конвенциональный или ядерный) палубной авиации, теперь планируется построить до 12 атомных ударных подводных лодок следующего поколения, которые заменят современный флот из 7 лодок класса Astute. Новый проект, в настоящее время именуемый SSN-AUKUS, ПЛАТ будет эксплуатироваться как Королевским флотом, так и Королевским австралийским флотом.

Фото 4. Рендер ПЛАРБ SSN-AUKUS, которая должна поступить на вооружение в конце 2030-х годов.

Эти новые подводные лодки войдут в эксплуатацию с конца 2030-х годов и потребуют значительного расширения производственных мощностей на заводе BAE Systems в Барроу-ин-Фернесс. Цель правительства — достичь точки, когда на этом предприятии можно будет производить подводную лодку каждые 18 месяцев.

Расширение Королевских военно-воздушных сил

Помимо предложений относительно смешанного парка F-35, планы для RAF по боевой авиации остаются в основном неизменными с тех пор, как это было раньше – Typhoon, F-35 и GCAP. В других областях RAF (ВВС) SDR рекомендует "ряд расширений и замен существующих возможностей". В планах закупки "Роял эир форс" ничего кроме американских самолётов F-35В нет. Этот самолёт не сертифицирован как "носитель ядерного оружия". Если британская политическая элита желает возродить "Британскую воздушную ядерную мощь" придётся менять планы закупок самолётов у США. Вместо F-35В придётся заказывать F-35А, только эта модификация сертифицирована как "носитель В61-12".

Выявив дефицит возможностей воздушного транспорта RAF, отчет предлагает увеличить флот путем покупки дополнительных самолетов Airbus A400M Atlas C1. В качестве альтернативы RAF рекомендуется искать партнерства с частными поставщиками для предоставления дополнительных возможностей воздушного транспорта для миссий, не требующих полностью военного самолета. Это затем освободит больше самолетов A400M, C-17 Globemaster III и A330 Voyager для "более высоких" задач.

База ВВС Великобритании "Брайз-Нортон" определена как "узкое горлышко" в стратегии воздушных перевозок Великобритании. База была домом для всего транспортного флота ВВС Великобритании с 2011 года и, как известно, перенесла ряд закрытий из-за воздействия жаркой погоды на взлетно-посадочную полосу. Военные эксперты часто указывали на эту уязвимость, утверждая, с вескими основаниями, что одна хорошо спланированная и выполненная внезапная атака или акт саботажа может вывести из строя все воздушные перевозки и возможности дозаправочных сил ВВС Великобритании. Существуют планы по устранению проблем с взлетно-посадочной полосой, но это не устранит общую проблему уязвимости.

Фото 5. Авиабаза ВВС Великобритании Брайз-Нортон, центр воздушного транспорта и дозаправки.

Однако эксперты в "Обзоре" признают, что финансовые последствия дублирования такой большой авиабазы будут ограничивающими в текущем экономическом климате, поэтому вместо этого рекомендуют создание официальных операционных мест на коммерческих аэродромах, узаконенных законопроектом о готовности к обороне. По сути, это перенесет стратегии Agile Combat Employment, практикуемые боевой авиацией Королевских ВВС, на более широкие возможности в целом. Рассредоточение самолетов во время закрытия на базе Королевских ВВС Брайз-Нортон уже имело место, но это еще больше формализует процесс.

Национальная противовоздушная оборона или даже объектовая ПВО Великобритании полностью отсутствует как таковая, а авиабазы (аэродромы) прикрыты, и только частично, наземными комплексами Sky Sabre. В настоящее время Великобритания не имеет постоянного потенциала внутренней противовоздушной обороны, кроме своих систем быстрого реагирования (QRA) истребителей Typhoon.

Подразделения британской армии, эксплуатирующие Sky Sabre — единственный наземный ЗРК малой дальности класса "поверхность — воздух" в британском вооружении, помимо переносных систем, предназначенных в первую очередь для локальной противовоздушной обороны — разработаны как экспедиционные, развертываемые возможности, а не как средство противовоздушной обороны Великобритании.

На усиление ПВО или, если точнее выразиться, на создание практически "с нуля" системы ПВО Великобритании, в частности, будут ввалены инвестиции в размере 1 млрд фунтов стерлингов. Не уверен, что этих денег хватит, чтобы создать что-то путное. Никто даже не озаботился в правительстве о разработке каких-либо конкретных программ по созданию современных ЗРК большой и средней дальности наземного базирования.

Если финансирование позволит, SDR также рекомендует закупить дополнительные самолёты ДРЛО и У E-7 Wedgetail airborne early alert & control (AEW&C). Обзор уточняет, что это может быть частью совместных закупок с союзниками по НАТО. В настоящее время RAF ожидают получения трех самолётов E-7, но первоначальные планы предусматривали флот из пяти. Предыдущий флот самолётов ДРЛО и У (AEW&C) E-3D Sentry насчитывал семь бортов в максимальном количестве, но к концу срока службы несколько самолётов были окончательно выведены из эксплуатации.

УТС Hawk T1 и Hawk T2 определены как нуждающиеся в замене на экономичный реактивный учебный самолет. Первоначально планировалось, что Hawk T2 будет служить до 2040 года, но проблемы с боевой готовностью самолётов заставили руководство Королевских ВВС рассмотреть возможность ранней замены. В обзоре подчеркивается, что текущие меры по обучению пилотов должны быть "срочно пересмотрены для оптимизации возможностей".

Создание массовых запасов боеприпасов

Ключевой урок, извлеченный британскими военными экспертами из конфликта на Украине, заключается в том, как быстро запасы оружия и боеприпасов будут истощены во время вооружённого конфликта. Насыщенные атаки дронов-камикадзе и недорогих крылатых ракет могут подавить существующую оборону, в то время как рассредоточенные оперативные силы требуют большего количества оружия для достижения успеха.

SDR рекомендует стратегию производства "всегда на связи", которая обеспечивает непрерывное производство и поставку боеприпасов, чтобы гарантировать, что мощности всегда есть и могут быть масштабированы при необходимости. Это будет представлять собой изменение по сравнению с нынешней практикой, когда оружие заказывается партиями и производится только при необходимости, оставляя пробелы, где производственные мощности могут простаивать и могут быть переоборудованы для других целей или закрыты полностью. В нем также говорится, что Королевские ВВС должны улучшить свою практику рассредоточения запасов боеприпасов, запасных частей и топлива, чтобы повысить выживаемость этих критически важных ресурсов.

Признавая рекомендации, правительство обязалось инвестировать 6 млрд фунтов стерлингов в боеприпасы в ходе работы этого парламента. 1,5 млрд фунтов стерлингов будут направлены на обеспечение производственных мощностей с шестью новыми производственными объектами, строительство которых запланировано. Это не только должно пополнить собственные запасы Великобритании, но и предоставить больше возможностей для экспорта британских оружейных разработок союзникам по всему миру.

Ожидается, что в Великобритании будет произведено 7000 новых единиц оружия большой дальности, в том числе, скорее всего, и новая ракета большой дальности, разрабатываемая совместно с Германией, получившая наименование Deep Precision Strike (Глубокий точный удар). Великобритания и Германия в рамках двустороннего оборонного соглашения Trinity House создадут новое оружие для "глубокого точного удара" на расстоянии 2000 км. Об этом сообщила 15 мая пресс-служба правительства Соединенного Королевства.

Лондон не раскрыл другие параметры, а также бюджет и сроки реализации проекта. Глава Минобороны Великобритании Джон Хили и его коллега из ФРГ Борис Писториус объявят о совместной разработке на встрече в Берлине 15 мая. Министры планируют также обсудить совместные закупки торпед для морских патрульных и разведывательных самолетов, а также объявить о соглашении по закупке Германией военных мостов британского производства.

Первое гибридное авиакрыло в Европе

В SDR не было конкретного упоминания об увеличении размера Королевского флота, в отличие от того, что сообщалось ранее , но в нем намечена долгосрочная стратегия ударных возможностей авианосцев Великобритании. По словам Джона Хили, правительство "создаст новый "гибридный флот", построив подводные лодки ПЛАТ и ПЛАРБ AUKUS, эсминцы и фрегаты новых проектов. Наши авианосцы будут нести первые гибридные авиакрылья в Европе".

Одобряя существующие планы, изложенные Королевским флотом, SDR приходит к выводу, что авиакрыло F-35B должно быть усилено массивом беспилотных самолетов палубного базирования. Любопытное упоминание также касается введения ракет большой дальности, которые можно запускать с палубы авианосца. Это странное сочетание, и оно не было запланировано при строительстве авианосцев типа Queen Elizabeth. Дополнительные пусковые ракетные ударные системы могут быть размещены на палубе, хотя это уменьшит доступную площадь полетной палубы. Учитывая современную морскую доктрину, по которой авианосец без сопровождения в море не выходит, по крайней мере с одним или несколькими кораблями сопровождения, было бы более благоразумно вместо этого интегрировать такие возможности на фрегаты Type 26, эсминцы Type 45 или в будущий эсминец Type 83, тем более в конструкции этих кораблей заложены такие возможности.

Фото 6. Первый фрегат типа 26, HMS Glasgow, во время церемонии спуска на воду в мае 2025 года.

Ракеты, запускаемые с авианосца, не являются совершенно новой концепцией — в частности, российский авианосец "Адмирал Флота Кузнецов" был спроектирован с 12 ракетными вертикальными ПУ ПКР "Гранит" под полетной палубой в качестве основного вооружения, хотя ходили слухи, что их собираются демонтировать во время капитального ремонта авианосца. Однако это будет представлять собой существенное изменение в доктрине для практики авианосцев в западных флотах. Основная проблема, которая, вероятно, будет поднята, будет связана с потенциальным попаданием элементов FOD или посторонних предметов на полетную палубу во время запуска ракеты. Палубу придется сделать недоступной для полетных операций во время и после любого запуска ракеты.

БПЛА "Протектор" могли бы взять на себя роль морского патрульного самолёта с добавлением функций ДРЛО и радиолокационных систем, установленных в подвесных контейнерах, которые будут интегрированы с флотом патрульных самолётов P-8 Poseidon MRA1, а также фрегатами Королевского флота. Это в некоторой степени помогло бы исправить, возможно, острый дефицит самолётов P-8, необходимых для контроля морской зоны, критически важной для интересов флота Великобритании. Не упоминается также полученный от США БПЛА MQ-9 БПЛА Mojave STOL, который проходил лётные испытания с британского авианосца , но решения о закупке, вероятно, отложены на более поздний срок.

Новый средний вертолет в подвешенном состоянии

Несмотря на заявление, сделанное в апреле, в котором говорилось, что "все требования к возможностям, включая NMH (Новый средний вертолет), рассматриваются как часть процесса Стратегического обзора обороны", в этом SDR не было упомянуто о программе NMH или любых связанных с ней требованиях для Королевских ВВС. Возможно, поскольку программа, хотя и сильно отложенная , в настоящее время продолжается, любые рекомендации в этом обзоре, составленном за последние десять месяцев, рисковали устареть сразу после публикации.

Дальнейшие вопросы относительно NMH наверняка появятся у Министерства обороны в парламенте и в других местах. С выводом из эксплуатации устаревших Puma HC2 возможность поэтапного перехода флота давно упущена, и некоторые из прежних функций Puma пришлось выполнять неуказанными временными мерами, пока быстро закупленные Jupiter HC2 вводятся в эксплуатацию.

Первый вертолёт Jupiter HC2, созданный на базе Airbus H145

Обзор SDR, насчитывающий почти 50 000 слов на 144 страницах, потребует времени для усвоения всеми, кто его прочитает. Эта статья может только поверхностно коснуться обзора, и в обзоре есть еще много рекомендаций и утверждений, которые почти наверняка будут рассмотрены и в других публикациях в течение следующих дней, недель и месяцев.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025