18 мая 2025, 04:07
Удивительно, но некий полуфантастический шабаш в мировых СМИ продолжается. Наверное, если бы военные действия сами собой (или почти сами собой) не прекратились, то Пакистан бы выиграл. На бумаге. Потому что истребители JF-17 ВВС Пакистана – верх совершенства, а "Рафали" ВВС Индии – ни на что не годный хлам.Примерно то же говорится и в отношении ракет. PL-15 – это ракета победы, а "Метеор" – ну так себе штуковина.Больше других витийствуют американские коллеги, причем даже те, кто славился выдержанностью и спокойствием в оценках. Так что фамилий мы называть не будем, незачем, а вот цитат будет более чем достаточно."7 мая ВВС Индии начали операцию "Синдур", нацеленную на полигоны, используемые боевиками в Пакистане. Несмотря на использование ультрасовременных истребителей Dassault Rafale и современных ракет, фотографические свидетельства указывают на то, что ВВС Пакистана сбили несколько индийских самолетов, включая по крайней мере один Rafale, без подтвержденных потерь".Неплохой старт, не так ли? Мы здесь, в России, как-то вот упустили момент, когда "Рафаль" стал ультрасовременным самолетом, так что понимание этого придется догонять. Если получится, конечно.Но давайте отвлечемся и поговорим о стратегии, а потом уже перейдем к самолетам.Итак, у нас сошлись в драке Индия и Пакистан. Не в первый и точно не в последний раз.Индия собиралась в очередной раз врезать по щам террористам из "Фронта сопротивления", которые, отпочковавшись от такой известной и уважаемой в террористическом мире организации, как "Лашкар-е-Тайба" (к созданию которой приложил руки и доллары теперь уже покойный, к удовольствию многих, Усама бен Ладен), с 2019 года занимаются в основном убийствами мирного населения в Джамму и Кашмире, хотя и выстрелить в спину представителю власти тоже запросто могут."Лашкар-е-Тайба" — это очень большая организация, родившаяся в реально далеком 1990 году. Идеология — салафитский джихадизм (перевожу — отмороженные наглухо ребятки), более 300 000 активных членов организации на Ближнем Востоке и в Азии, активное военное крыло около 10 000 человек по сведениям индийских спецслужб. В ближайших союзниках "Аль-Каида", "Союз исламского джихада" и другие, не менее известные организации подобного толка.Вот, собственно, кого хотели прищучить индийские военные. Почему? Причиной стал теракт 22 апреля, когда четыре террориста расстреляли автобус с туристами, убив 26 человек (25 индийцев и 1 гражданин Непала). Вот если смотреть с нашей колокольни – предлог более чем. Действительно, надо было врезать, да так, чтобы кровавые брызги по сторонам полетели.Относительно целей и задач своих операций Индия и Пакистан молчат. Точнее, Пакистан рассказывает сказочки о четырех сбитых "Рафалях" и одном "Мираж 2000", но предъявляет останки только одного самолета. Причем, немаловажно, это первый поступивший на вооружение ВВС Индии "Рафаль". Остальные самолеты упали где-то в горах, вне видения спутниками и так далее.Индия о своих победах молчала, что в целом для военных этой страны нехарактерно. Всё, что удалось извлечь из инфопространства страны, это то, что российские С-400 показали себя настолько хорошо, что на самом высоком уровне поставлен вопрос о приобретении дополнительной партии, причем каких-то несусветных масштабов. Впрочем, это отношения к делу не имеет.Второй момент, который был тихонько озвучен, – это то, что задачи операции "Синдур" были выполнены. Какими были эти задачи – тишина. Но есть информация о том, кто выполнял эти задачи. Су-30МКИ с ракетами "БраМос".Многое становится понятно. "БраМос" — противокорабельная ракета, но сегодня понятие специализации несколько размыто. Зенитные ракеты ЗРК С-200 запросто направляли на наземные объекты, ракеты ЗРК "ОСА-АКМ" летели в катера, а противокорабельные ракеты вполне нормально так находили и поражали цели на берегу.Да что там, современной ПКР поразить наземную цель даже проще: она не маневрирует и не отстреливается. "Ониксы" (кстати, родственники "БраМос") прекрасно продемонстрировали свою универсальность на Украине.Так что отправить для выполнения главной задачи Су-30МКИ с "Брамосами" — вполне так нормальное решение.Стоит, кстати, обратить внимание, что "Сушки" вообще не упоминаются в рапортах и отчетах того боя. Полное впечатление, что "великая битва" 125 самолетов прошла без их участия.И вот какой у нас получается расклад: какое-то количество Су-30МКИ с "Брамосами" летит выполнять главную задачу операции. Какое-то количество Су-30МКИ прикрывает, ибо "Брамос" — штука увесистая и большая. С ней особо не потанцуешь под ракетами противника.А вот весь остальной неликвид, все эти "Ягуары", "Теджасы", "Миражи" во главе с "Рафалями" были отправлены на отвлекающий маневр. Что интересно, не нашел ни одного упоминания о том, что пакистанские F-16 принимали участие в этой зарубе. Там тоже в бой пошли "одни старики": древние "Ченгду" J-7, "Миражи" (еще более древние, чем у Индии) и в качестве забивал – JF-17.И вот всё это небесное великолепие висело над своими территориями и время от времени пускало ракеты в сторону противника. И не попадало, потому что стрельба (если это красочное шоу можно так назвать) велась с максимальных дистанций, что, собственно, доказывается большим количеством ракет разных производителей, которые теперь собирают по лесам обе стороны сражения.А пока всё это сборище жгло керосин и пускало ракеты (то есть приговаривало военные бюджеты, поскольку ценность этого шоу более чем сомнительная), Су-30МКИ куда-то запустили свои "БраМосы". Видимо, попали туда, куда планировали, потому что дальше стороны разошлись. Массовку приземлили в стиле "всем спасибо, все свободны".Да, кто-то прибил один "Рафаль". 1/125 участвовавших в этом мероприятии. Пакистан выиграл?Тут все просто или не знают, или забывают вот о какой штуке: самый страшный урон Пакистан мог понести именно когда Индия разорвала договор о водах Инда и закрыла шлюзы. То, что сделали уроды из Киева, перекрыв Днепровский канал и прекратив поставку воды в Крым, — это мелочь в сравнении с тем, что могут сделать индусы. А они просто могут задушить весь Пакистан, причем просто перекрыв шлюзы с водой. Что они и сделали в этот раз.Согласно договору о воде Инда, Пакистан имеет исключительное право пользоваться водами трёх западных рек: собственно Инда, Джелама и Чинаба. Договор стал результатом опасений Пакистана, связанных с тем, что, поскольку истоки реки Инд находятся на территории Индии, этот факт может позволить её правительству создать засуху и голод во время потенциальной войны с Пакистаном. Тем не менее Индия не нарушала договор ни в одном из конфликтов с Пакистаном, однако приостановила его действие после теракта, совершённого 23 апреля 2025 года, и демонстративно перекрыла шлюзы.Знаете, тут можно и десять "Рафалей" потерять. Отсутствие воды в системе аграрного Пакистана нанесет такой ущерб, что реально надо будет за ядерную дубину браться. А потом шлюзы можно открыть... В общем, мы знаем, чем всё это заканчивается.И после нанесения своих ударов, через некоторое время (которое, видимо, было необходимо для анализа), индийцы открывают шлюзы, отменяют боевую тревогу, мир, дружба, танцы.Как-то не очень похоже на действия в случае поражения. Скорее, наоборот.В общем, таким длинным вступлением в первую очередь я хотел сказать, что говорить, что победу одержал Пакистан, — глупо. Особенно для наших попугайчиков, повторяющих за американцами. Американцам можно, сами понимаете, какие с них взятки?Спасибо за терпение, теперь переходим к самолетам.И еще одна цитата американского коллеги Себастьена: "Ключом к успеху Пакистана были поставленные Китаем реактивные самолеты J-10CE и JF-17, мощные ракеты PL-15 и самолеты системы АВАКС шведского производства Erieye. В отличие от прошлых учений, таких как Cope India, это сражение продемонстрировало сетевую войну в реальном мире, подчеркнув эффективность ракет за пределами видимости и координацию системы АВАКС".Начнем с АВАКС.Erieye – очень хорошая система, тут спорить не о чем. Разработка фирмы Saab, антенна с фазированной решеткой, дальность обнаружения цели типа "истребитель" – 300-350 км.Всё хорошо, проблема в том, что у индусов АВАКС ничуть не хуже. Их столько же, сколько и у Пакистана, но размещаются они не на самолетах Saab, а на бразильских Embraer EMB-145I Netra и российских Ил-76. А "потроха" у индийских АВАКС израильские. IAI Phalcon – это почти аналог американской системы, устанавливаемой на самолет Е-3 "Сентри", но с функцией командного пункта. Ничуть не хуже шведской разработки, а возможно, что в чем-то и лучше. Но истребители "видит" с тех же 350 км.Так что говорить о том, что шведские самолеты ДРЛОиУ — залог победы… несколько необоснованно.Но даже американцы признают, что дальнобойные ракеты с индийских самолетов были запущены ещё в воздушном пространстве Индии и успешно поразили наземные цели в Пакистане.А дальше началась пропагандистская вакханалия.Различить реальные снимки с места событий среди потока пропаганды, которая включала намеренную дезинформацию и выдавала фотографии прошлых катастроф за текущие события, оказалось на удивление сложно. Но в конце концов обломки, найденные возле Батинды, показали, что ВВС Индии потеряли Rafale BS-001 — первую модель Rafale, поставленную в Индию, и первую, потерянную в бою. Остальной информационный хлам типа фото брошенных частей катапультируемого кресла К-36ДМ российского производства при полном отсутствии каких-либо других частей самолета и с подписью, что "пилот не смог катапультироваться", оставим на совести тех, кто делал всё это.