Модернизация ВВС Польши находится на завершающей стадии
25 ноября 2024, 04:58
Подобно сухопутным войскам и военно-морским силам, ВВС Польши в настоящее время переживают глубокую модернизацию. Старая постсоветская техника уходит в
историю. В то же время поставки современных боевых самолётов и вертолётов, ожидаемые годами, только начались, и дальнейшие процедуры ждут решения.
Боевая
авиация.
В настоящее время польская боевая авиация имеет три полноценные боевые эскадрильи в составе 2-го тактического авиационного авиаполка. Это две эскадрильи, оснащённые истребителями F-16C/D, дислоцированные в Кшесинах, в Познани, и одна эскадрилья F-16C/D в Ласке.
Кроме того, Польша имеет по одной эскадрилье в Свидвине (Су-22М4) и Мальборке (МиГ-29С) с устаревшими самолетами, малоценными в случае вооруженного конфликта. Эти самолеты будут сняты с вооружения в течение следующих нескольких лет по мере приобретения новых F-35А и FA-50. МиГи-29С, скорее всего, отправят на Украину, а Су-22М4, как сильно изношенные машины, будут списаны.
ФА-50
23-я тактическая авиабаза (BLT) в Минске-Мазовецком, которая передала большую часть своих машин Украине, в настоящее время находится в процессе перевода базы на новые легкие боевые самолеты в виде переходной версии FA-50 GF. Двенадцать таких самолётов появились там во второй половине 2023 года, и к настоящему времени на них удалось подготовить многочисленный авиационный персонал (количество которых к концу года достигнет примерно 260 человек) и небольшую группу пилотов. Часть необходимой инфраструктуры также построена, хотя большая часть работ, связанных с базированием двух эскадрилий FA-50PL в Минске-Мазовецком, будет выполнена только в ближайшие годы. Первый тренажер ФА-50 должен быть запущен там в начале 2025 года.
В Польше продолжается подготовка наземного персонала, а еще одна группа из восьми пилотов отправляется на обучение в Республику Корея. Боевая готовность первой эскадрильи FA-50 должна быть достигнута через несколько месяцев. В ноябре 2025 года в Польше должны начать появляться новые FA-50 версии PL. Польша заказала 36 штук, а в перспективе до этого стандарта должны быть доведены и машины версии GF. Всего в составе 1-го тактического авиационного авиаполка будут развернуты 3 дополнительные эскадрильи легких боевых самолетов. Согласно текущим планам, две из этих эскадрилий будут размещены на 23-й авиабазе (23BLT) в Минске-Мазовецком и одна на 21-й авиабазе (21BLT) в Свидвине. 23 BLT должна стать техническим центром для самолётов этого типа.
Они будут отличаться от версии GF, среди прочего: добавлена штанга дозаправки в воздухе, усовершенствованный радар AESA Phantom Strike и более широкий спектр доступного вооружения, включая
ракету малой дальности AIM-9X Sidewinder. Польша также в настоящее время ищет возможность интеграции FA-50PL с ракетами средней дальности AIM-120 AMRAAM, для чего корейская компания KAI в настоящее время проводит технико-экономическое обоснование. Если одобрение будет получено в течение 3–5 лет, поляки считают, что FA-50PL должен быть адаптирован под вооружение такими ракетами уже сегодня. Только тогда о них можно будет говорить как о полностью многоцелевых самолетах. Раньше это был бы лёгкий тактический истребитель, предназначенный для борьбы с наземными целями и менее требовательными воздушными целями (
беспилотниками, крылатыми ракетами, вертолетами). Не исключено также, что FA-50PL будет интегрирован с противокорабельными ракетами, по крайней мере, такие работы сейчас ведутся в Корее, где, среди прочего, также разрабатывается сверхзвуковая ракета класса "воздух-поверхность/вода" с дальностью полета 300 км.
F-35
В августе 2024 года состоялась торжественная выкатка первого из 32 боевых самолетов F-35A Block 4 5-го поколения, заказанных в январе 2020 года. На тот момент на заводах находилось восемь самолетов на разных стадиях постройки. Выпущенная машина на тот момент была готова примерно на 90%, но до конца 2024 года поляки должны получить в общей сложности два экземпляра F-35A. Еще шесть должны быть доставлены в 2025 году, и все восемь первоначально будут использоваться для обучения первых 24 польских пилотов в США на базе Эббинг. В 2026 году в Польше начнут появляться F-35, и добавятся еще 14 машин. Четыре самолета будут поставлены в Польшу в 2027 и 2028 годах, а последние два — в 2029 году. Начальная боеготовность первой из двух эскадрилий должна быть достигнута в 2027 году, а полная боеготовность обеих эскадрилий — в 2030 году. Подразделения F-35 будут размещены: по одному на 32-й авиабазе в Ласке и 21-й авиабазе в Свидвине. В настоящее время на обеих этих базах ведутся масштабные строительные работы.
Всё указывает на то, что в 2030 году ВВС будут иметь два тактических авиационных крыла, каждое из которых будет иметь по две авиабазы с тремя эскадрильями самолетов 4-го поколения (2-е авиакрыло с F-16C/D и 1-е авиакрыло с FA-50PL) и одну 5-го поколения (F-35A). Таким образом, каждое авиакрыло сможет действовать независимо, а F-35A соединят каждое авиакрыло вместе благодаря передовым системам обмена данными. F-35A смогут действовать на максимальном расстоянии от противника благодаря своим малозаметным характеристикам. Это, в сочетании с современными датчиками, может позволить предоставлять информацию о ситуации и доступных целях трем эскадрильям четвертого поколения. Таким образом, F-35 станет, как было объявлено с самого начала, усилителем возможностей не только в вооружении, а также в масштабе всех ВВС.
Модернизация Ф-16
Для достижения оптимального уровня совместимости с F-35 (на уровне, менее заметном, чем в случае с системой Link 16), потребуются новые инвестиции. Первая модернизация — это модернизация снайперских модулей до FA-50, обеспечивающая сетецентрический обмен с истребителями 4-го и 5-го поколений.
Вторая модернизация — это обширная (Mid Life Upgrade) модернизация F-16 с пакетом версии V. Она также позволит осуществлять такую связь. Это, конечно, только один из аспектов, в которых параметры "Ястшембе" улучшатся. Другие приложения включают в себя: новая РЛС, радикально повышающая боевые возможности самолета, новые компьютеры боевого назначения, системы самообороны и радиоэлектронной борьбы, модернизация отображения данных в кабине пилота.
В октябре 2024 года США согласились на такую модернизацию вместе с пакетом стрелкового
оружия на максимальную сумму до 7,3 млрд злотых. Эта сумма огромна и обусловлена разнообразием типов оборудования на выбор. Реальная стоимость будет гораздо ниже, но все же может достичь 4,5 млрд долларов США — именно столько поляки уже заплатили в 2020 году за 32 новых F-35.
Две новые эскадрильи
Кроме того, все еще рассматривается вопрос о закупке новых боевых самолетов для двух дополнительных эскадрилий. В настоящее время в этом контексте рассматриваются три самолёта: Eurofighter Typhoon, F-15EX Eagle II или приобретение ещё одной партии (24 самолёта) F-35A Lightning II. В случае первых двух самолётов утверждается, что это будут самолеты завоевания превосходства в воздухе, которые обеспечат господство над полем боя и защиту территории Польши, а также самолетов остальных восьми эскадрилий. Можно добавить, что в случае с F-15EX ВВС Польши де-факто получили бы бомбардировщик грузоподъемностью до 15 тонн.
Похоже, что к каждому авиакрылу будет добавлено по две новые эскадрильи истребителей завоевания превосходства в воздухе, симметрично предоставив им дополнительные возможности. Однако поляки, похоже, склоняются к простому решению — просто заказать большее количество F-35А. Это имеет логистическое обоснование, поскольку Польша не будет добавлять четвертый тип боевых самолетов и останется с тремя. F-35 также обладает уникальными возможностями преодоления
ПВО противника и может более свободно действовать вблизи него для выполнения задач. Польское командование неоднократно подчеркивало, что прежде всего им нужен самолет, способный прорвать ПВО противника. Также стоит добавить, что F-35 — будь то в режиме "стелс" или "зверь" (с многочисленными внешними подвесками) — также может успешно добиваться господства в воздухе.
На данный момент неизвестно, когда и будут ли организованы дополнительные закупки самолётов .
Специальная авиация
Польша тратит колоссальные средства на боевую авиацию. При этом для обеспечения их авиацией поддержки, которая является дополнительным мультипликатором их возможностей, делается очень мало. Только благодаря "ракетному скандалу под Быдгощю" поляки пришли к выводу о необходимости приобрести для своих ВВС первые в истории польские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Две бывшие в употреблении шведские машины Saab 340 AEW&C Erieye достигли оперативной готовности в 2024 году. Польша получила их за вполне символические деньги из Швеции, и якобы армия ими очень довольна.
Однако Saab 340 — самолёты 1990-х годов и теоретически призваны стать переходным решением. Рассмотрения о целесообразности закупки дополнительных самолётов ДРЛО этого класса продолжаются. Свои предложения здесь выдвинули Saab (GlobalEye) и Northrop Grumman (E-2D Advanced Hawkeye).
Большим недостатком в польской военной авиации считается отсутствие собственного самолета-заправщика. Программа, осуществляемая в настоящее время, известна под кодовым наименованием Karkonosze. Самолёты должны быть относительно дёшевы и повысить возможности боевой авиации. Благодаря им, как предполагает руководство польских ВВС, истребители должны находиться в воздухе длительное время независимо от расхода топлива и ограничены лишь физиологией пилотов и количеством имеющихся у них боеприпасов. Самолёты-заправщики также увеличивают дальность возможного удара вглубь территории вероятного противника, очевидно, имеется в виду Белоруссия и Россия, а также могут служить усилением транспортной авиации. Польша участвовала в международной программе NSTO, но была из нее выведена по неизвестным причинам, а значит, потеряла возможность экономически эффективно эксплуатировать самолеты A330 MRTT. В настоящее время всё указывает на будущую закупку собственного парка из нескольких (трех?) таких машин.
Самолеты-разведчики под кодовым названием Płomykówka до сих пор эксплуатируются, и предлагаются различные конструкции — от небольших самолётов на базе Bizjets до Boeing P-8i Poseidon.
Транспортная авиация
Транспортная авиация — и без того длительный процесс принятия на вооружение средних транспортных самолетов С-130Н "Геркулес" на замену изношенных самолетов С-130Е продолжает растягиваться, и не видно ему конца. По информации Агентства вооружений, также планируется процедура модернизации MLU первого западного военного самолета, закупленного польскими ВВС, то есть C-295M. Программа создания "целевых" транспортных самолетов, которые заменят подаренные Вашингтоном сильно подержанные самолеты "Геркулес", пока приостановлена. В том числе так называемая последняя версия С-130, похоже, имеет наибольшие шансы по программе DROP, хотя современный бразильский Embraer C-390, также охотно выбранный странами региона Восточной Европы, завоевывает долю рынка в мире. Пока его здесь выбрали Венгрия, Чехия и Австрия, да и Швеция всерьез рассматривает этот вариант.
Учебная авиация
Учебная авиация по техническому состоянию самолетов остается на удовлетворительном уровне. Несмотря на трагическую аварию М-346 "Мастер", в которой погиб пилот, в Польше до сих пор имеется 15 таких самолётов усовершенствованного обучения. В более долгосрочной перспективе планируется закупить еще 9, что увеличит существующий парк до 24.
Однако подготовка пилотов вертолетов сталкивается с огромными проблемами. В настоящее время в их обучении используются вертолёты польского производства SW-4 и Ми-2, а в связи с огромными закупками боевых и транспортных вертолётов необходима совершенно новая, комплексная система обучения с вертолетами и тренажерным оборудованием. В этом контексте предлагаются вертолеты Airbus H145 и Leonardo AW109M, последний из которых, в случае выбора, может собираться на заводе PZL-Свидник. Кроме того, Бэбкок предлагает комплексное решение по обучению в рамках частно-государственного партнерства, аналогичное тому, которое компания создала в Великобритании на базе Шосбери. Теоретически в этом решении поляки могут использовать любые учебные вертолеты, хотя в Великобритании используется более 20 H135 и семь H145.
Вертолеты
Вертолётной авиацией — как в ВВС, так и в Сухопутных войсках — долгие годы в Польше пренебрегали, а инвестиции вкладывались в основном в самолёты (С-295, М-28 "Брайза", F-16, С-130, F-35, FA-50). Впервые в 2019 году заказом четырёх тяжёлых морских вертолётов CSAR и ZOP AW101 были получены в начале 2024 года.
Продолжаются поставки 32 средних транспортных вертолетов AW149 (шесть уже поставлены), а также восьми модификаций S-70i Black Hawk для сил специального назначения (не менее пяти уже поставлено).
Самая большая партия вертолётов, закупленных в США, станет на вооружение из 96 боевых вертолётов AH-64E Apache, контракт на которые был подписан в августе 2024 года. Эти вертолёты должны поступить на вооружение в 2028–2032 годах, а ранее, в 2024 или 2025 году, должны быть приняты восемь бывших в употреблении вертолётов AH-64D Apache Longbow, на которых должна начаться подготовка экипажей и наземного персонала.
Рассматривается возможность приобретения дополнительных средних многоцелевых вертолетов (рассматриваются S-70i или AW149) и 22 тяжелых транспортных вертолетов. В последнем случае рассматриваются CH-47F Chinook или AW101.
Закупка вертолетов, по мнению польских авиационных экспертов, позволит вывести из эксплуатации ряд устаревших и сильно изношенных транспортных Ми-8, ударных Ми-24, легких вертолетов Ми-2 и, возможно, также некоторые из самых старых вертолетов W-3 Sokołów. Что касается последних, которые являются относительно молодыми и часть из них модернизированы, то и для них рассматривается возможность модернизации по программе MLU, чтобы они могли служить хотя бы в качестве военных поисково-спасательных вертолетов.