Асмунд, ну-ка давай ракеты!
22 февраля 2024, 10:51

Всем известный шведский концерн SAAB работает над концепцией сверхзвукового, малозаметного беспилотника под кодовым названием "верный ведомый". Программа уже некоторое время финансируется компанией из собственных фондов, но до недавнего времени оставалась в значительной степени незамеченной. В конечном счете, однако, появление такой концепции беспилотника полностью соответствует статусу компании как одного из активных разработчиков беспилотных систем в Европе.

Идея беспилотников, на искусственном ли интеллекте, управляемые ли с земли или из кабины самолета, как таковая не нова. Вопрос только в концепции применения и размерах. В России вот сделали С-70 "Охотник", огромную штуковину с не совсем понятными возможностями.

Однако размеры С-70 говорят о том, что вариантов применения у такого аппарата не один и не два, поскольку большой размер – большой двигатель – большая грузоподъемность.

И чем шведы, скажите, хуже?

Да, страна раньше была с нейтральным статусом, и вроде на нее никто нападать не собирался, но все в этом мире относительно. Враги появляются или выдумываются, а значит, надо модернизировать армию, авиацию и флот! И если у нас в дополнение к немаленькому Су-57 разрабатывают здоровенный С-70, то в Швеции к весьма компактному и легкому SA.39 придумывают… Впрочем, обо всем по порядку.

Фотографии концептуального беспилотника, разработанного в рамках программы Saab Future Combat Air System (FCAS), недавно облетели социальные сети. На данный момент стоит отметить, что номенклатура FCAS используется британскими и общеевропейскими программами по воздушному бою, каждая из которых имеет в своей основе базовый пилотируемый истребитель. Тут надо сказать, что SAAB ранее сотрудничал с Великобританией по программе FCAS, которой мы уделим внимание чуть позже, но в целом идея шведов вызвала некоторое оживление в авиационных кругах Европы и Великобритании (которая себя Европой не очень-то и считает)

Полный вид концепта SAAB Loyal Wingman в аэродинамической трубе L-2000 в Королевской технической средней школе в Стокгольме

В отличие от многих подобных конструкций и концепций, шведский беспилотник, по-видимому, был изначально заточен под высокую скорость, полет в сверхзвуковом режиме, а также низкую заметность. Он имеет конфигурацию крыла и корпуса со следами оптимизации для сверхзвукового полета.

Концепт имеет один двигатель с воздухозаборником над носовой частью фюзеляжа, спроектированным с учетом малозаметности. Над соплом тоже явно потрудились в плане маскировки, оно неплохо так заглублено в хвостовую часть аппарата, что даст дополнительную маскировку при попытке обнаружить БПЛА по тепловому следу.

Типично так уже для малозаметных летательных аппаратов, беспилотник имеет наклоненные наружу вертикальные стабилизаторы, выступающих по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа. Обычные горизонтальные хвостовые поверхности здесь отсутствуют.

Вид модели снизу подтверждает, что беспилотник предназначен для обладания значительным внутренним пространством, которое явно предполагает перевозку оружия. По обеим сторонам фюзеляжа расположены длинные отсеки для хранения, скрытые большими цельными створками люков.

Модель аэродинамической трубы с одним открытым отсеком для вооружения

Шасси обычное колесное трехопорное, убирается в фюзеляж. В целом, каких-то таких суперноваций не заметно, но это не говорит о том, что их нет.

Концепция "верного ведомого" от SAAB вышла из тени еще в сентябре 2022 года, когда она была представлена в рамках академического доклада на 33-м конгрессе Международного совета аэронавигационных наук (ICAS), который состоялся в Стокгольме, столице Швеции.

На тот момент основное внимание, было сосредоточено на аэродинамической разработке сверхзвуковой и малозаметной концепции "верного ведомого", как части ранних стадий проектирования, с переходом на практику: что-то должно было доводиться до ума после продувки в аэродинамической трубе, что-то с использованием компьютерного моделирования.

Модель аэродинамической трубы и определение сил и моментов, измеренных в аэродинамической трубе

Согласно отчетам SAAB, ускорение процесса проектирования было очень важной задачей с использованием "различных уровней инструментов вычислительной гидродинамики и испытаний в аэродинамической трубе с использованием обширных методов аддитивного производства". Аддитивное производство использует программное обеспечение для автоматизированного проектирования (САПР) или 3D-сканеры объектов для создания точных геометрических форм, процесс, широко известный как 3D-печать.

Специалисты SAAB, которые комментировали свои работы в рамках дозволенного, рассказали, что усилия компании по FCAS включали в себя "непрерывное изучение новых концепций и оценку их эксплуатационной эффективности в различных сценариях", при этом сверхзвуковой и малозаметный Loyal Wingman "повзрослел намного дальше, чем некоторые другие".

Вот тут можно сделать выводы, что кроме Loyal Wingman SAAB вела и другие разработки.

Несмотря на то, что в зарубежных СМИ в основном рассматриваются концепции, лежащие в основе быстрой и недорогой аэродинамической разработки, есть несколько интересных фактов, которые проливают свет на реальную конструкцию Loyal Wingman.

"Концепция SAAB Loyal Wingman разработана в соответствии с требованиями с акцентом на низкую радиолокационную заметность, высокую скорость и дальность полета за пределами визуального диапазона. Для этого требуется низкое сверхзвуковое сопротивление и внутренние отсеки для вооружения, что несколько противоположно, поскольку низкое сверхзвуковое сопротивление достигается за счет тонкой компоновки крыла и фюзеляжа в особенности, а внутренние оружейные отсеки обычно приводят к обратному".

В конечном счете, в отчете отмечается, что исследование аэродинамической разработки беспилотника SAAB Loyal Wingman доказало, что "испытания в аэродинамической трубе могут быть успешно проведены в ограниченные сроки и при ограниченном бюджете, который существует в типичных мероприятиях по запуску проектов в SAAB".

То есть, в принципе, проект понравился и одобрен. По крайней мере, на первых порах. Но остаются вопросы о дальнейшем статусе SAAB Loyal Wingman, SAAB FCAS и будущих требованиях к боевым самолетам в ВВС Швеции. В том числе и с того ракурса, в котором Швеция идет в НАТО.

Еще в 2019 году было объявлено, что SAAB официально присоединился к британской программе будущих боевых самолетов Team Tempest вместе с итальянской Leonardo в попытке разделить расходы и привнести в проект более широкую базу знаний.

Впоследствии Япония также присоединилась к британским исследованиям и работам FCAS, которые включают в себя истребитель Tempest и которые теперь известны как Global Combat Air Program (GCAP). Цель состоит в том, чтобы к 2035 году иметь в воздухе воздушную платформу шестого поколения, ни много, ни мало.

Условный проект истребителя шестого поколения Tempest под руководством британцев

Хотя Швеция была одной из стран, проявивших значительный интерес к возглавляемой Великобританией программе еще тогда, когда она еще была широко известна как FCAS, в ноябре 2023 года страна подтвердила, что больше не участвует в Tempest, а также больше не упоминается в связи с GCAS.

Возможно, в какой-то момент в будущем Швеция снова присоединится к GCAS, или же она может объединиться с конкурирующей панъевропейской FCAS. Есть, по крайней мере, с чем.

Концепция пилотируемого истребителя, которая, как планируется, станет ядром общеевропейской программы FCAS

Обе эти будущие программы боевых самолетов нацелены на внедрение ряда взаимодополняющих технологий, среди которых ведомые беспилотные летательные аппараты (возможно, с искусственным интеллектом) и новое поколение оружия воздушного базирования, не говоря уже о датчиках, двигателях, а также возможностях обмена данными и архитектуре связи.

До сих пор, однако, подробности о потенциальных "верных ведомых были ограничены, и, похоже, нет никаких упоминаний о сверхзвуковом беспилотнике, подобном тому, над которым работал SAAB.

Сверхзвуковой, малозаметный "верный ведомый", казалось бы, летит наперекор идеям "доступной аппаратной массы", которые сейчас в тренде в этой области. Идея состоит в том, что ведомые беспилотные летательные аппараты должны быть достаточно недорогими, чтобы боевые командиры были готовы потерять их в миссиях с высоким риском, но в то же время быть актуальными для эффективного выполнения этих миссий. Мечта о золотой середине, воплощенная в металле.

Но, кстати, тут же не только мы и шведы работает в направлении "верных ведомых". Даже в США, в свете ребаланса своих ВВС, задумались об изменениях в программе по разработке аналогичных аппаратов, направленных в сторону более высоких летных характеристик и, соответственно, более высокой стоимости БПЛА.

Но разработка SAAB Loyal Wingman в ее нынешнем виде представляется еще более дорогостоящим и сложным решением, чем те виды дронов, которые обычно предлагались для тесного взаимодействия с пилотируемыми платформами в воздушном бою или нанесении ударов по наземным целям.

Но именно в такой роли SAAB Loyal Wingman может стать очень мощным дополнением к истребителям пятого или шестого поколения, хотя и с истребителями четвертого поколения, как это делает Швеция, тема не станет смотреться глупо.

Вообще, если хорошо так подумать, то ВВС с истребителями 4-го поколения, такими как Gripen, могут извлечь выгоду из продвинутых "верных ведомых" даже больше, чем от истребителей 5-го или 6-го поколений.

Это вдохнуло бы совершенно новую жизнь в истребитель 4-го поколения и дало бы ему скрытность, проникающую способность с помощью дронов-ведомых, которые пойдут впереди самолета, а также значительно расширило бы тактическую гибкость, повысило осведомленность о тактической обстановке и резко увеличило живучесть. И все это за счет беспилотников.

Можно, конечно, возразить, что с высококлассными, в значительной степени автономными непилотируемыми ведомыми, более продвинутые и дорогие пилотируемые истребители могут не понадобиться для подавляющего большинства миссий. Возможно, но здесь не без нюансов. Самолет, который будет управлять БПЛА, в воздухе все равно должен быть. Оператор на земле не сможет должным образом контролировать обстановку, это уже доказано.

Но то, что SAAB может соединить свой Gripen с беспилотником, чтобы дать самолету расширенные возможности по более низкой цене по сравнению с покупкой высокотехнологичных, малозаметных, пилотируемых истребителей и постоянной подготовкой пилотов для управления ими – факт, с которым не хочется спорить совершенно.

В то же время SAAB утверждает, что находится в авангарде цифрового проектирования, гибкого программного обеспечения и цифровых инженерных технологий, которые обещают не только сократить время между составлением проекта самолета и его подъемом в воздух для испытаний, но и снизить затраты. Это был основной принцип усовершенствованного реактивного учебно-тренировочного самолета Boeing/ SAAB T-7A Red Hawk, хотя работа над этим самолетом, скажем так, была неоднозначно воспринята многими.

В отличие от многих других западноевропейских военно-воздушных сил, Швеции еще предстоит приступить к приобретению/разработке истребителя пятого или шестого поколения. Вместо этого в обозримом будущем компания может полагаться на свои 60 SAAB Gripen E нового поколения, а также решила сохранить свой старый парк Gripen C/D на более длительный срок. Gripen E существенно отличается от Gripen C/D, но несмотря на разницу, оба являются истребителями четвертого поколения.

Gripen C ВВС Швеции

И вот тут наличие малозаметного сверхзвукового беспилотника, который мог бы работать в паре с Gripen, особенно с новейшим Gripen E с его более мощным набором датчиков, может быть огромным преимуществом.

В режиме "воздух-воздух", особенно при вооружении теми же ракетами класса "воздух-воздух" "Метеор", что и Gripen, истребители с экипажем, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления и другие, например, наземные средства контроля, могут наводить на цель "верных ведомых", позволяя им выполнять боевые действия без необходимости использовать какие-либо собственные датчики и потенциально обнаруживать свое присутствие.

Вообще идея, когда БПЛА с ракетами выходят вперед пилотируемых истребителей, не обнаруживая себя и образуя этакий первый рубеж обороны – это неплохая тактика. Самолеты ДРЛОиУ будут осуществлять целеуказание беспилотникам, быть из "глазами", а БПЛА смогут атаковать самолеты противника, не подставляя под вражеские ракеты экипажи своих самолетов.

Противоположный набор тактик, когда дроны предоставляют информацию о наведении пилотируемым истребителям, также может иметь большие преимущества. Наличие беспилотных летательных аппаратов такого типа, которые могли бы действовать совместно с пилотируемыми самолетами, также просто увеличило бы количество доступных ракет, что значительно увеличило бы "емкость магазина" эскадрильи, находящейся в воздухе.

Gripen E с семью ракетами класса "воздух-воздух" MBDA Meteor и двумя ракетами класса "воздух-воздух" IRIS-T

В роли "воздух-поверхность" беспилотник SAAB Loyal Wingman сможет проникать глубже в воздушное пространство противника, возможно, летая автономно, полуавтономно или иным образом работая в тесной связке с Gripen и другими самолетами. И тут полезность БПЛА тоже очевидна, поскольку, обладая меньшими размерами, он сможет с большей долей вероятности подобраться к вражеским РЛС, ЗРК, аэродромам и осуществить первую атаку за счет своего боекомплекта.

Вот с точки зрения подавления ПВО противника, такой беспилотник будет особенно высоко цениться, поскольку он способен приближаться к вражеским системам ПВО до того, как будет обнаружен, и, возможно, также атаковать их кинетически (сверхзвуковой дрон-камикадзе – как вам?) или с помощью средств радиоэлектронной борьбы. Главное – быстро и незаметно доставить все поближе к средствам ПВО.

Швеция имеет хорошо налаженную (возможно, одну из лучших в мире) систему каналов передачи данных, соединяющих пилотируемые истребители, а также другие платформы, наземные и воздушные. Шведская линия передачи данных между истребителями уже была развернута еще в начале 1980-х годов на SAAB Viggen.

К настоящему времени система обмена данными стала только лучше, но суть ее одна: дать летчику максимально возможное количество тактической информации. Это дает пилоту реальную возможность справиться с гораздо более сложной тактической ситуацией.

Gripen E

Радары, инфракрасные системы поиска и слежения, оптико-локационные станции, системы радиоэлектронной борьбы, а также обмен полученными данными имеют основополагающее значение для операций не только ВВС Швеции, но любых ВВС на планете. В такой обстановке, в которой сохранение бесшумности электроники высоко ценится, малозаметный беспилотник вполне может стать естественным и эффективным дополнением самолета. Сверхзвуковые скорости также не то чтобы гарантируют выживание и поражение целей, но, скажем так, увеличивают шанс и на первое, и на второе.

Стоит отметить, что как минимум еще один европейский боевой беспилотник претендует на сверхзвуковые характеристики (или, по крайней мере, подойдет к ним в более поздних версиях), и уже поднялся в воздух. Это турецкий Baykar Kizilelma, который имеет некоторую степень малозаметности, а также вроде бы адаптирован для тех видов воздушных боев, которые обычно выполняются пилотируемыми истребителями.

Baykar Kizilelma

Итог. Благодаря шведскому экспериментальному беспилотнику Highly Advanced Research Configuration (SHARC), а также участию во французском Dassault nEUROn, компания SAAB уже накопила значительный опыт в разработке малозаметных беспилотных летательных аппаратов.

Highly Advanced Research Configuration

То, что компания уже несколько лет рассматривает возможность сочетания реальной высококлассной производительности со скоростью и малозаметностью, потенциально открывая путь к новому типу ведомых БПЛА, рано или поздно это принесет свои плоды в виде нового класса боевых летательных аппаратов - "верных ведомых", БПЛА с большими возможностями.

И такой диалог в шведской боевой информационной сети между летчиком и БПЛА с позывным "Асмунд" в недалеком будущем вполне даже возможен.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024