Похож на F-35B: «странные» особенности нового китайского истребителя
28 декабря 2021, 12:20

Один плюс один

Последние месяцы оказались для авиастроения КНР более чем плодотворными. Поднебесная приступила к летным испытаниям первого в истории двухместного истребителя пятого поколения, созданного на базе "невидимки" J-20. Эту машину всё чаще рассматривают как платформу для управления БПЛА, чем будет заниматься оператор вооружений.

Ещё более интересна другая новинка — палубный истребитель, также впервые поднявшийся в небо не так давно. Слово "новый", как и в случае с J-20, можно применить условно. Машина, иногда обозначаемая неофициально как "J-35", стала развитием Shenyang FC-31, впервые поднявшегося в небо 31 октября 2012-го. Между тем она отличается от базового варианта куда сильней, чем серийный Су-57 от своего прототипа.

Сам FC-31 — нечто среднее между F-35 и F-22 Raptor. При этом он не является "копией" ни того, ни другого. Ни тем более российского истребителя пятого поколения Су-57.

Как и многие малозаметные истребители, машина имеет два двигателя, V-образное оперение и одно место пилота. Всё это унаследовал и палубный вариант, однако сразу обращает на себя внимание важное различие, на которое в числе первых обратило внимание англоязычное издание The Drive.

Особенности новинки

До появления последней версии FC-31 прототип и последующая усовершенствованная версия имели "куполообразный" фонарь с хорошим обзором задней полусферы. Новый вариант отличается полностью изменённым расположением фонаря и кабины летчика. Де-факто пилот вообще не имеет возможности нормально видеть то, что происходит позади: верхняя часть фюзеляжа "сливается" с задней частью фонаря.

Нечто похожее можно видеть на F-35, однако не на самом массовом сухопутном варианте (А), и не на палубном (С), а на самолете с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, предназначенном для универсальных десантных кораблей.

Американский летчик тоже в значительной мере "слеп", если говорить про обзор задней полусферы. Однако здесь есть нюанс. Во-первых, в случае с F-35B жертва оказалась вынужденной и была продиктована необходимостью размещения за кабиной подъёмного вентилятора, без которого самолет не смог бы вертикально сесть. Кроме того, система камер должна позволять пилоту 35-го смотреть "сквозь" самолет благодаря инновационному нашлемному дисплею. Как это удалось реализовать на практике — другой вопрос, сейчас мы его касаться не будем. Известно, что невозможность посмотреть "через плечо" до сих пор остаётся серьёзной проблемой американских летчиков.

Говорит ли это о том, что Китай создаёт самолет укороченного взлета и вертикальной посадки? Такой истребитель может пригодиться для легких авианосцев или авианосцев, не имеющих стартовых катапульт. К числу таких, например, относится новый британский авианосец "Куин Элизабет", для которого после отказа от катапульты выбрали F-35B вместо предполагавшегося F-35С. Сама же необходимость разработки "B"-версии была продиктована наличием у США универсальных десантных кораблей, для которых этот вопрос в силу ограниченного места на палубе стоит ещё острее.

Что мы видим на примере КНР? Китайцы уже построили несколько универсальных десантных кораблей типа 075, ставших одними из самых крупных боевых кораблей в истории Китая. Однако при всех своих достоинствах это не аналог американского УДК типа "Америка", на которых базируются F-35. 75-й — "чистый" вертолетоносец, способный нести около 30 винтокрылых машин.

Помимо этого, Пекин имеет два авианосца — "Шаньдун" и "Ляонин". Они лишены стартовых катапульт, но имеют крупные трамплины, позволяющие запускать тяжелый J-15 — китайский вариант Су-33. Третий строящийся сейчас авианосец получит катапульту. Как и последующие, нужно полагать. Именно для них и создают новый истребитель.

Таким образом, у Китая нет прямой необходимости в создании самолета укороченного взлета и вертикальной посадки. Причина "странного" облика J-35 может крыться в другом. Возможно, китайцы решили максимально использовать внутреннее пространство, чтобы самолет смог нести как можно больше топлива. Это критически важно по двум причинам. Во-первых, огромные морские пространства традиционно требуют большого боевого радиуса. Во-вторых, если истребитель пятого поколения хочет оставаться "невидимым", он не должен нести подвесные топливные баки.

Наконец, ограничения накладывают чрезвычайно крупные внутренние отсеки для вооружений. Именно в силу причин, перечисленных выше, американский F-35 выглядит "раздутым", что нередко ставят ему в упрёк, называя " летающим топливным баком" (и другими, ещё менее лестными прозвищами).

Нельзя также исключать, что компоновка китайского палубника продиктована требованиями аэродинамики или же необходимостью разместить за фонарём какую-то аппаратуру. Однако всё это можно было сделать, не прибегая к столь резкому ограничению обзора у летчика.

Главная скрипка морской войны

Как бы там ни было, всю правду о новом самолете мы едва ли узнаем в ближайшем будущем (не факт, что это вообще будет известно когда-нибудь). Это касается его летно-технических качеств, показателей малозаметности, состава БРЭО и арсенала вооружений. Одно можно сказать наверняка. Появление аналога F-35C открывает совершенно новую главу в истории Военно-морских сил Китая.

Сейчас основа его палубной авиации — упомянутый выше Shenyang J-15. Это истребитель четвертого поколения, который часто критикуют за его высокую аварийность, общую недоработанность и отсутствие технологии стелс. Единственными реальными преимуществами машины перед старым Су-33 можно назвать более высокий уровень БРЭО и гораздо более широкий арсенал авиационных средств поражения. Однако ни того, ни другого недостаточно для эффективного противодействия американским палубным F/A-18E/F Super Hornet, не говоря уже об истребителе пятого поколения F-35C.

Таким образом, "Шаньдун" и "Ляонин" с их J-15 нельзя рассматривать как эффективную меру против ВМС США. Де-факто мы сейчас лишь в начале формирования по-настоящему мощной авианосной ударной группы Пекина. Её история начнётся с появлением Type 003.

Новый палубник может стать ключевой частью АУГ будущего, однако не единственным потенциально эффективным оружием против ВМС США. Недавно китайцы показали слайд, на котором представлено столкновение американской и китайской авианосных ударных групп. Акцент сделан не на пилотируемые машины, а на применение БПЛА GJ-11, которые хотят запускать с УДК типа 075 и которые смогут нести крупные высокоточные бомбы и ракеты.

Палубные истребители пятого поколения тоже присутствуют на изображении: они летят позади БПЛА и осуществляют прикрытие.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024