Парусник «Juan Sebastián de Elcano»
02 февраля 2025, 04:01

"Juan Sebastián de Elcano" под всеми парусами.

Учебный парусный корабль A-71 "Juan Sebastián de Elcano" является визитной карточкой испанского военно-морского флота (Armada Española), демонстрируя свой флаг во многих уголках мира уже почти сотню лет. Тысячи будущих офицеров Армады прошли на его борту морское крещение, включая и королей Испании Juan Carlos I, Felipe VI и нынешнюю наследницу трона принцессу Leonor.

Escuela Naval Militar de España

Academia de Guardias Marinas (Академия гардемаринов) для подготовки офицеров испанского флота под названием Compañia de Guardias Marinas была открыта в Кадисе в 1717 году по инициативе морского министра и реформатора флота Хосе Патиньо (José Patiño). 7 февраля этого года 37 гардемаринов приступили к постижению теоретических и практических основ морского дела. В это время система подготовки офицеров в ведущих морских странах – Англии и Франции – разительно отличалась. Британских "midshipmen'ов" натаскивали в основном практическим основам морского дела, в то время как французских "Gardes marins" – голой теории. Программа же обучения испанских гардемаринов включала в себя оба этих аспекта.

Хосе Патиньо (José Patiño)

В 1769 году Академию перевели на остров Isla de León, а в 1776 году в Картахене и Эль Ферроле были сформированы Королевские роты гардемаринов (Reales Compañías de Guardias Marinas), просуществовавшие до 1824 года. В 1824 году Академию перевели в Arsenal de Carraca (Кадис), но в мае 1831 года ее закрыли, а гардемаринов отправили на практику на корабли "Perla" и "Soberano".

Прошло немало лет, прежде чем Академия возобновила свое существование. 1 января 1845 года в военном городке Сан-Карлос, расположенном рядом с морским арсеналом Arsenal de La Carraca, открылся Colegio Naval Militar, где вскоре приступили к учебе 80 гардемаринов.

Начиная с 1862 года гардемарины проходили плавательную практику на специально выделенных для этой цели кораблях флота "Isabel II", "Rey Francisco de Asis", "Mazaredo", "Constitución", "Villa de Bilbao". В 1874-1910 годах для этого использовались фрегаты "Blanca", "Almansa", "Asturias" и корвет "Nautilus". В ноябре 1892 года учебный корвет "Nautilus" в ознаменование 400-летия открытия Америки с гардемаринами на борту отправился из порта Эль-Ферроль в кругосветное плавание длиною в 40 тысяч миль, завершившееся в июле 1894 года в Сан-Себастьяне. С 1922 до начала 80-х годов в качестве учебного судна использовался трехмачтовый барк "Galatea", построенный в 1896 году в Глазго для британской судоходной компании.

За 23 года существования Colegio Naval Militar (закрыт в 1867 году) из его стен вышло 1002 офицера Армады. 10 сентября 1869 года в Эль Ферроле на борту фрегата "Asturias" открылось Плавучее военно-морское училище (Escuela Naval Flotante). Столь частые пертурбации с морским училищем были вызваны нестабильным политическим и экономическим положением страны и далеко не блестящим состоянием военного флота, где ощущался явный избыток офицеров и адмиралов.

В 1913-1943 годах новое военно-морское училище располагалось в Кадисе, а затем по решению генерала Франко было переведено в Марин (Marín, Pontevedra, Galicia), где находится и сейчас. При этом рассматривались и другие варианты размещения Escuela Naval Militar – в Кадисе, Эль-Ферроле, Картахене, Маоне или Сан-Себастьяне.

Герб Escuela Naval Militar

Ворота Карлоса I - главный вход в Escuela Naval Militar

Современная программа обучения Escuela Naval состоит из пяти академических курсов и готовит офицеров для следующих служб флота: корабельной службы (Cuerpo General), морской пехоты (Infantería de Marina), корпуса корабельных инженеров (Cuerpo de Ingenieros de la Armada) и интендантской службы (Cuerpo de Intendencia). Кроме того, в училище проходят адаптацию будущие офицеры добровольного резерва флота.

Курсанты первых двух курсов носят звания аспирантов (Aspirante de 1° и Aspirante de 2°), третьих и четвертых — гардемаринов (Guardiamarina de 3°, Guardiamarina de 4°), пятого — младшего лейтенанта-учащегося (Alférez de Fragata Alumno, морские пехотинцы — Alférez Alumno). Начиная с 2010/2011 учебного года внедрена новая форма обучения, когда курсанты наряду с изучением военных дисциплин получают университетское образование в Военном университетском центре (Centro Universitario de la Defensa) при университете Виго и диплом инженера-механика.

Обязательной частью обучения является плавательная практика. На протяжении второго семестра 4-го академического года гардемарины проходят практику на борту учебного парусника "Juan Sebastián de Elcano". Чаще всего это шестимесячный поход (Cruceros de Instrucción) по маршруту Испания – порты американского континента – Испания протяженностью около 20 тысяч миль со 155 днями в море.

При этом, наряду с практическими занятиями, продолжается и теоретическое обучение. Пять часов ежедневно в двух корабельных аудиториях гардемарины слушают лекции по метеорологии, навигации, астрономии, английскому языку и другим дисциплинам. Будущие офицеры морской пехоты изучают также тактику, десантные операции и т. д. В связи с тем, что выпускники Escuela Naval Militar теперь получают также дипломы инженера-механика, гардемаринам в море читают лекции и профессора Centro Universitario de la Defensa.

Кроме гардемаринов Escuela Naval Militar на борту парусника практику проходят также курсанты школы младших командиров Escuela de Suboficiales de Armada (Сан-Фернандо), школы специалистов Escuela de Especialistas (Ла-Гранья) и других учебных заведений флота.

Рождение корабля

Решение о строительстве нового парусника "Minerva" для Армады на верфи Echevarrieta y Larrinaga было утверждено 6 апреля 1923 года. 24 ноября 1925 года состоялась церемония закладки киля, на которой присутствовали наследник престола Дон Карлос, премьер-министр генерал Примо де Ривера и другие официальные лица. В ходе церемонии владелец судоверфи Орасио Эчеварриета предложил Примо де Ривере изменить название судна, и 17 апреля 1925 года согласно декрету короля Alfonso XIII будущий корабль стал именоваться "Хуан Себастьян де Элькано" ("Juan Sebastián de Elcano") в честь великого испанского мореплавателя, после смерти Фернандо Магеллана возглавившего экспедицию, которая в 1522 году завершила первое кругосветное путешествие.

Хуан Себастьян де Элькано

В память об этом мореплавателе в 1933 году по приказу командира корабля Морено Фернандеса (Moreno Fernández) на одной из переборок парусника был помещен герб Хуана Себастьяна де Элькано, дарованный ему императором Карлом I, – земной шар, обрамленный латинской надписью "Primus Circumdedisti Me" (Ты первый обогнул меня). Корабль был спущен на воду 5 марта 1927 года, его крестной матерью была дочь премьер-министра (фактически диктатора Испании) Кармен Примо де Ривера.

Герб "Хуана Себастьяна де Элькано"

Основные ТТХ учебного парусного судна A-71 "Juan Sebastián de Elcano"

(современные данные)

Место постройки — верфь Echevarrieta y Larrinaga (Кадис).

Закладка судна — 24 ноября 1925.

Спуск на воду — 5 марта 1927.

Вступление в строй — 29 февраля 1928.

Стоимость постройки судна, испанских песет — 8 189 532,28.

Длина наибольшая, м — 94,1.

Длина наибольшая с бушпритом, м — 113,0.

Длина между перпендикулярами, м — 79,24.

Ширина наибольшая, м — 13,0.

Осадка наибольшая носом, м — 6,524.

Осадка наибольшая кормой, м — 7,570.

Высота надводного борта до главной палубы, м — 6,3.

Высота надводного борта до шлюпочной палубы, м — 9,0.

Высота судна максимальная, м — 49,9.

Тип парусного вооружения — четырехмачтовая баркентина (исп. bergantín-goleta).

Число парусов — 20.

Площадь парусности, м² — 3151.

Водоизмещение полное, т — 3770,7.

Мощность главного двигателя, л. с. — 2070.

Скорость под парусами, узлов — до 17.

Скорость под дизелем, узлов — 10 (?)

Мощность дизель-генераторов, кВт — 3 х 301.

Запас дизельного топлива, м³ — 262.

Запас пресной воды, т — 305.

Производительность опреснительных установок, т/сутки — 64.

Дальность плавания под дизелем, миль — 10 500 (6 узлов), 8 600 (10 узлов).

Численность экипажа — 197 (24 офицера, 22 мичмана, 146 матросов и старшин, 5 гражданских преподавателей).

Численность практикантов — до 78.

Вооружение: 2 — 37-мм салютных орудия, 2 — 12,7-мм пулемета Browning, 2 — 7,62-мм пулемета MG-1.

Девушка-гардемарин на фоне салютного орудия

На протяжении своей службы судно в 1955–1956, 1978, 2011 и 2017 годах подвергалось существенной модернизации. Согласно принятому в 1997 году Плану сохранения корабля, "Juan Sebastián de Elcano" должен оставаться в строю до достижения своего столетнего юбилея, хотя, без всякого сомнения, и дальше продолжит свою службу.

Парусник базируется на ВМБ Арсенал де Ла-Каррака (Сан-Фернандо — Кадис) и организационно входит в состав Fuerza de Acción Marítima испанского флота.

Конструкция корпуса, рулевое и шлюпочное устройства

Носовая фигура

Корпус корабля стальной, клепаный, двухостровной, с баком и ютом, с рубкой в средней части. В горизонтальной плоскости он делится четырьмя палубами – палубой трюма, нижней, верхней и главной палубами. Нумерация шпангоутов (от 0 до 129) с кормы в нос, длина шпации 685 мм (610 мм в оконечностях). Главные поперечные водонепроницаемые переборки, доходящие до главной палубы (за исключением переборки М40, простирающей только до верхней палубы), делят парусник на четыре отсека. В трюме располагается балласт из чугунных слитков общим весом 769,88 т.

Цистерны для жидких запасов расположены между килем и нижней палубой:

1. Четыре танка дизельного топлива общей вместимостью 261,914 т.

2. Шесть танков пресной воды (305 т).

Запас смазочного масла для главного и вспомогательных дизелей составляет 14350 литров.

Рулевое устройство состоит из небалансирного пера руля, представляющего собой плоский стальной лист площадью 9,6 м² с толщиной 26 мм, и электрогидравлической рулевой машины (установлена в 1997 году).

Автор статьи у штурвала аварийного управления рулем "JSDE", Санта-Крус-де-Тенерифе, 19 января 2025 г.

Якорное устройство состоит из двух якорей Холла весом по 2400 кг с якорными цепями калибром 53,97 мм и длиной 227,6 м (левый) и 261 м (правый якорь). Запасной якорь того же типа весом 2050 кг хранится на главной палубе. Брашпиль фирмы "Emerson Walker Thompson" электрогидравлический с тяговым усилием 23 000 кг. Для швартовых операций, управления бегучим такелажем, грузовых работ и т. д. используются четыре электрогидравлических лебедки и столько же ручных шпилей.

Брашпиль

Ручной шпиль

Шлюпочное устройство:

- две парусно-гребные шлюпки вместимостью по 11 человек. Спуск на воду/подъем осуществляется шлюпбалками;

- две полужесткие шлюпки типа DUARRY DSL-430 ARMADA с двигателем мощностью 75 л.с. Обслуживаются электрогидравлическими кранами грузоподъемностью 1 т;

- полужесткая шлюпка типа DUARRY CORMORAN 730 (двигатель 200 л.с., скорость 35 узлов, вместимость 18 человек). Обслуживается электрогидравлическим краном грузоподъемностью 3,3 т;

- моторная шлюпка типа "Lepanto" вместимостью 13 человек. Спуск на воду/подъем осуществляется шлюпбалками.

Парусно-гребная шлюпка

Полужесткая шлюпка и электрогидравлический кран для ее обслуживания

Имеется также 23 спасательных надувных плота и два надувных плота "человек за бортом".
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025