«Харриер» морской пехоты сбил семь БПЛА
22 февраля 2024, 10:51

По мотивам статьи в журнале The WarZone за подписью Thomas Newdick. Почти дословный перевод.

Почему меня это заинтересовало – наверное, потому что "Харриер" все же не истребитель, хотя на Фолклендах ему приходилось действовать и в этом качестве. А самое интересное – в самом конце, как положено.

Сколько именно дронов было сбито "Харриерами"?

Самолеты AV-8B Harrier II (дозвуковые штурмовики вертикального взлета) Корпуса морской пехоты, как сообщается, перехватили множество дронов, запущенных хуситами в Красном море, а также направленных для ударов по Израилю. Сколько именно дронов было сбито "Харриерами", неясно. До сих пор мы слышали и продолжаем читать сообщения о кораблях США и их союзников, сбивающих хуситские БПЛА и ракеты.

Рассказывается также о БПЛА, уничтоженных в воздухе истребителями F/A-18 Super Hornets ВМС США и неназванными с-истребителями наземного базирования. Последние сообщения проливают свет на возможности штурмовика AV-8B по действиям в воздухе.

Примечание. На всякий случай поясню, почему в статье об авиации упоминаются и ВВС, и ВМФ, и даже морская пехота – потому что наши соседи через океан имеют ВВС как вид вооруженных сил, а авиация ВМФ, КМП и даже Национальной гвардии – это род войск, входящих в вышеуказанный вид вооруженных сил.

В интервью для Би-би-си от 10 февраля 2024 года пилот "Харрриера" Capt. Earl Ehrhart (Эрхарт) рассказал, что он лично перехватил семь дронов. The WarZone пытается разобраться, был ли какой-то их этих беспилотников сбит каптаном Эрхартом, и какие возможности для этого имеет штурмовик.

Эрхарт служит в 231-й ударной эскадрилье (VMA-231), которая размещается на борту десантно-штурмового корабля USS Bataan. С конца декабря корабль действовал в Средиземном море, но в октябре, когда началась кампания хуситов и военный действия в Газе, корабль находился в районе Красного моря и Персидского залива. Не совсем ясно, в каких именно районах Эрхарт выполнял задания, о которых пойдет речь.

Капитан Эрхарт, 26 декабря 2023 года, USS Bataan

Эрхарт полагает, что эскадрилья никогда не рассчитывала вести воздушные бои с каким-либо противником. Для работы в целях ПВО "Харриеры" пришлось модифицировать и вооружить ракетами. Какие именно ракеты используются, не уточняется.

An AV-8B armed with a live AIM-9L/M Sidewinder missile aboard the amphibious assault ship USS Bataan on December 26, 2023

Однако "Харриеры" морской пехоты могут быть вооружены как ракетами с активной радиолокационной ГСН AIM-120, так и ракетами AIM-9L/M с инфракрасной ГСН. На самолет также может устанавливаться подвесной контейнер с пушкой GAU-12 калибром 25 мм, с боекомплектом 250 патронов.

На фотографиях штурмовиков на борту USS Bataan, распространенных МО США, видно, что самолеты также имеют так называемый Litening targeting pods.

Litening targeting pod – подвесной контейнер для подсветки цели днем и ночью, в сложных погодных условиях. Он значительно увеличивает возможность опознать цель и попасть туда, куда нужно.

Lightening pod помогает визуально идентифицировать цель на очень большой дистанции и может обмениваться информацией с радаром.

Однако в той же самой статье на сайте Би-би-си говорится, что некоторые дроны были перехвачены на такой дистанции, что взрыв их боезапаса мог серьезно повредить самого перехватчика. Самолеты, осуществляющие поиск низкоскоростных низколетящих целей и атакующие их, подвергают себя немалому риску.

Согласно интервью Эрхарта, на случай появления дронов USS Bataan всегда имел больше одного штурмовика AV-8B в постоянной готовности. Целеуказание, по-видимому, получали от одного из эсминцев УРО, находящихся поблизости, который использовал свою систему Aegis. Эрхарт:

"Центральный пост сообщал нам "хуситы запустили одноразовый БПЛА, подлетное время такое-то", и тогда мы переходили с 2-часовой готовности на пятиминутную".

An AIM-9M Sidewinder is loaded onto AV-8B aboard USS Bataan, December 26, 2023

Очевидно, что использование штурмовиков "Харриер" для борьбы с БПЛА было в первую очередь обусловлено их доступностью в данном регионе. Стоит отметить, что AV-8B имеет весьма существенные, хотя и часто упускаемые из виду, возможности для борьбы с воздушными целями.

В варианте AV-8B+ штурмовик оснащен радаром AN/APG-65, который когда-то был на вооружении F/A-18A/B Hornet и затем перенесен на "Харриеры". С тех пор он ("Харриер") подвергся нескольким модернизациям и теперь в сочетании с ракетами AMRAAM имеет среди своего широкого спектра применения еще и серьезные возможности "воздух-воздух". Из опыта королевских ВВС Саудовской Аравии известно, что ракеты AMRAAM – отличное оружие против дронов, запускаемых хуситами.

Саудовский F-15 сбивает иранский БПЛА

Ракеты Sidewinder не очень хороши против БПЛА, имеющих очень ограниченную тепловую заметность. Бывший пилот F-15 вспоминает, что хотя AMRAAM – не единственный вариант в этом типе боевых действий, "он может быть лучшим, в зависимости от размера цели и типа двигателя.

Из-за недостаточной тепловой сигнатуры вы можете не получить сигнал (звуковой), пока не войдете в минимальный радиус действия – в то же время это сделает ракету Sidwinder бесполезной. Что касается радиолокационной сигнатуры, то у БПЛА ее достаточно".

С другой стороны, при полете над морем у ракеты Sidewinder может быть больше возможностей "ухватить" тепловой след БПЛА.

Что касается стрельбы из пушки по небольшой цели, то это считается достаточно сложным для пилота, не получившего специальную подготовку, и совершенно неясно, обучались ли таким методам пилоты "Харриеров".

Кроме того, это может быть опасно из-за угрозы столкновения с такой маленькой целью. Тот же бывший пилот описывает это так: "пушка – возможно, хотя и очень сложно. Но и очень весело".

Стоит помнить, что AV-8 имеет некоторые уникальные способности, которые делают его очень полезной платформой для действий по медленно летящим целям: это его четыре сопла с изменяемым вектором тяги в сочетании с … (пардон, вот тут мне стало непонятно – что такое reaction control vanes… какие-то поворотные лопатки… ясно лишь, что это касается двигательной установки)… В общем, это свойство обеспечивает самолету замечательные летные качества на малой скорости, которые могут пригодиться в боях с тихоходными дронами.

И хотя мы не знаем, какие именно типы дронов были перехвачены, БПЛА иранского производства Shahed-136, который использовался хуситами и Россией, развивает максимальную скорость всего около 115 миль в час.

AV-8B launched an AIM-120 AMRAAM missile over Florida for the first time operationally, August 2012

Хотя "Харриер" не обладает возможностями, скажем, Super Hornet, тем не менее он обеспечивает кораблю-носителю дополнительную степень защиты. Кроме того, пилот может визуально опознать потенциальную угрозу, и это тоже создает преимущество перед "неодушевленными" ракетами. Такая гибкость очень полезна в столь сложном районе, который сейчас представляет собой Красное море.

Сообщается также, что самолеты с USS Bataan участвовали в нанесении воздушных ударов не только по территории Йемена, занятой хуситами, но и по целям в Ираке и Сирии. Это говорит о том, что самолеты взлетали с корабля, когда он находился в Средиземном море.

Что касается сбитых беспилотников, то начиная с 7 октября победы одерживали ВМС США, ВВС Израиля и, по-видимому, ВВС США. Очень возможно, что ВВС Саудовской Аравии тоже участвовали в отражении атак. Поскольку хуситы, кажется, не собираются останавливаться, то к этому списку может быть добавлен и Корпус морской пехоты.

На этом статья заканчивается. Можно еще посмотреть на автора интервью.

Что тут можно сказать?

Гоняться на штурмовике, а тем более на истребителе, за БПЛА стоимостью 5 тысяч долларов и тратить на него ракету AIM-120 стоимостью в миллион… Пожалуй, США могут себе такое позволить. Некоторое время. Вот если хуситы начнут запускать свои аппараты пачками по сотне штук за раз, то они не только прорвутся к кораблям, но и нанесут хороший удар по карманам американских налогоплательщиков.

Похоже, что в Штатах уже начинают думать о такой возможной неприятности и даже собираются принимать по этому поводу какие-то меры. И об этом уже появляются сообщения в прессе.

Есть там такая организация, по имени Air & Space Forces Association, которая периодически проводит симпозиумы, и один из них состоялся буквально на днях, с 12 по 14 февраля. Среди прочих там выступал не кто-нибудь, а 4-звездный генерал, командующий ВВС США в Европе James B. Hecker. Так вот, он заявил, что Украине удалось создать систему, обнаруживающую наличие беспилотников в воздухе. Состоит она из нескольких тысяч звуковых датчиков, объединенных в некую сеть.

Эта сеть, по-видимому, с помощью ИИ, может выделить из множества шумов звук работы двигателя БПЛА, определить его координаты, скорость и курс, и передать данные по мобильной связи ближайшей дежурной группе. Группа, на пикапе/буханке/тачанке, вооруженная пулеметами, ночными прицелами и тепловизорами, выезжает на перехват – ну а там как получится.

Какова эффективность этой сети, не сообщается.

Наши военные ведь не говорят, сколько "Гераней" запущено сегодня ночью, и тем более сколько из них попали в цель – но такая статистика обязательно должна где-то присутствовать.

Что именно рассказывал генерал, остается неизвестным, но напирал он на то, что такой метод борьбы гораздо дешевле. А возможно, и эффективнее. Хорошо бы и нашим генералам призадуматься.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2024