Микролинзирование указало на кандидата в экзопланеты у белого карлика
14 октября 2021, 17:46

Изображения MOA-2010-BLG-477, полученные в 2015 и 2018 году при помощи одного из телескопов Кека.

J. W. Blackman et al., / Nature, 2021

Астрономы при помощи метода гравитационного микролинзирования нашли нового кандидата в юпитероподобные экзопланеты, который обращается вокруг белого карлика. Это означает, что Юпитер и Сатурн в далеком будущем могут пережить конечные стадии эволюции Солнца и остаться на орбитах вокруг белого карлика. Статья опубликована в журнале Nature.

Когда звезды с массами менее восьми масс Солнца заканчивают свой жизненный путь, то на этапе красного гиганта они способны поглотить планеты, расположенные близко к ним, или разрушить их за счет приливных сил на этапе белого карлика. В пользу этого говорят случаи обнаружения остатков планет на близких к карлику орбитах или попадающие в его атмосферу фрагменты коры планет. Однако теории предсказывают, что планеты на орбитах, наподобие юпитерианской, избегают разрушения, что получило первое подтверждение в прошлом году, когда ученые впервые нашли кандидата в крупную планету у белого карлика.

Группа астрономов во главе с Джошуа Блэкманом (Joshua Blackman) из Университета Тасмании опубликовала результаты анализа данных наблюдений события микролинзирования MOA-2010-BLG-477Lb, которое первоначально было зарегистрировано коллаборацией MOA (Microlensing Observations in Astrophysics) 2 августа 2010 года. В дальнейшем источник наблюдался при помощи камеры NIRC2 на телескопе Keck II в 2015, 2016 и 2018 годах в ближнем инфракрасном диапазоне волн.

Само микролинзирование света звезды с массой 0,15-0,93 массы Солнца по мнению ученых было вызвано объектом планетарной природы с массой 0,5 -2,1 массы Юпитера, расположенном на расстоянии 0,7-2,7 килопарсек. Поиски родительской звезды экзопланеты выявили звезду, яркость которой не соответствовала звезде главной последовательности. Также объект не мог быть коричневым карликом, нейтронной звездой или черной дырой. Таким образом, оставалась идея белого карлика с массой 0,53 ± 0,11 масс Солнца, вокруг которого обращался кандидат в юпитероподобные экзопланеты с массой 1,4 ± 0,3 масс Юпитера. Расстояние между телами составляет около трех астрономических единиц.

Ученые считают реалистичным сценарий, при котором экзопланета MOA-2010-BLG-477Lb сформировалась одновременно с родительской звездой и сумела пережить ее расширение на стадии красного гиганта и дальнейшее превращение в белого карлика. В этом случае масса звезды-прародителя карлика могла составлять менее двух масс Солнца. Эта система также подтверждает идею о том, что более половины белых карликов в галактике способны обладать крупными планетами, а также теорию о том, что Юпитер и Сатурн могут пережить конечные стадии эволюции Солнца.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы смогли оценить содержание лития и калия в планетезималях, которые попали в атмосферу ультрахолодного белого карлика.

Александр Войтюк