Новости. День первого одиночного полета в космос женщины-космонавта
16 июня 2021, 01:40

День первого одиночного полета в космос женщины-космонавта

58 лет назад, 16 июня 1963 года, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Восток", которая вывела на орбиту вокруг Земли космический корабль "Восток-6", впервые в мире пилотируемый женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. Ее позывной — "Чайка".

Во время полёта Валентина Владимировна вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере. Корабль совершил 48 витков вокруг нашей планеты, и спускаемый аппарат "Востока-6" благополучно приземлился в Баевском районе Алтайского края. Продолжительность полёта составила 2 суток 22 часа 50 минут, дальность — 1 млн 971 тысяч километров.

"Подготовка ракеты, корабля и все операции обслуживания прошли исключительно чётко. По чёткости и слаженности работы всех служб и систем старт Терешковой напомнил мне старт Гагарина. Как и 12 апреля 1961 года, 16 июня 1963 года полёт готовился и начался отлично. Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал её доклады по радио, единодушно заявили: "Она провела старт лучше Поповича и Николаева". Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта", — описывал генерал-лейтенант Николай Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов.

Одновременно с ней в космосе находился космический корабль "Восток-5", запущенный двумя днями ранее — 14 июня 1963 года, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским. Позывной — "Ястреб".

В истории полета Валентины Владимировны сохранилась фраза, произнесенная ею перед стартом: "Эй! Небо! Сними шляпу!" (изменённая цитата из поэмы Владимира Маяковского "Облако в штанах"). Первая "Чайка" советской космонавтики (именно такой позывной придумал Сергей Павлович Королёв) до сих пор является единственной женщиной нашей планеты, совершившей одиночный космический полет. Все последующие женщины-космонавты и астронавты летали в космос только в составе экипажей.

Рекорды, которые установила Валентина Терешкова:

• Первая женщина-космонавт в мире (шестая среди советских космонавтов, 12-й человек в космосе);
  • самая молодая женщина, побывавшая в космосе — на момент полета ей было 26 лет;
  • единственная женщина, совершившая полет в одиночку (другие летали уже в составе экипажей); первая женщина в истории Российской армии, имеющая звание генерал-майор авиации.

www.roscosmos.ru